ГлавнаяИсследования100 трендов 2025 года

Аналитический центр НАФИ

100 трендов 2025 года

Аналитический центр НАФИ представил трендбук «100 трендов 2025: куда двигаться бизнесу?». В нем приводятся глобальные и российские тренды развития общества, экономики и бизнеса. Авторы опирались на собственные опросы, проведенные в период с 2023 по 2025 год, а также на данные из открытых источников, интервью экспертов, научные статьи, сторонние аналитические отчеты.

Выделенные мегатренды характерны для всех отраслей экономики и сфер жизнедеятельности. Отдельно приводятся тренды по различным направлениям: технологиям, предпринимательству, потребительскому поведению, финансовым услугам, недвижимости, семье, здоровью, образованию, рынку труда, культуре, медиа, транспорту, туризму и экологии.

Общие мегатренды:

  • одновременно с технологическим развитием усиливается значимость человеческого опыта, выстраивания эмоциональных связей и доверия. Бизнес активнее использует эмоциональный опыт в маркетинге с помощью технологических решений;
  • технологическое развитие привело к популяризации концепции непрерывного образования. На первый план выходит обучение работе с ИИ и онлайн-ресурсами;
  • демографические изменения влияют на все сферы. Население в большей части мира стареет, при этом пожилые люди сохраняют активный образ жизни;
  • зумеры задают новые ценностные требования к сервисам. Среди характеристик этого поколения — развитость критического мышления, повышенная тревожность и забота о ментальном здоровье, низкий уровень концентрации внимания, активное использование соцсетей;
  • персонализированные сервисы продолжают развиваться и проникать во все сферы жизни: умные дома, мониторинг здоровья, решения для улучшения качества жизни;
  • ИИ, дополненная и виртуальная реальности внедряются в бизнес на всех уровнях. Образовательные институты не успевают менять свои программы;
  • наблюдается гиперперсонализация рекомендаций. Это может привести к росту импульсивных покупок и чрезмерному потреблению;
  • скроллинг стал общим трендом восприятия информации — у компаний есть всего пара секунд, чтобы завладеть вниманием потребителя;
  • пользователи избегают критического мышления и ждут, что создатели контента проложат для них маршрут. Такой подход отражается и на использовании инструментов: люди все чаще применяют когнитивные функции ИИ.

Тренды, связанные с технологиями

На глобальном уровне:

  • в развитых странах практически не осталось областей, где не использовался бы искусственный интеллект;
  • технологии дополненной и виртуальной реальности активнее стали применяться для моделирования процессов, объектов, а также в образовании;
  • ИИ по модели Open Source демократизирует технологии, это в перспективе может способствовать сглаживанию социального расслоения;
  • продолжается развитие цифровых экосистем: пользователи заказывают авиабилеты через приложения мобильных операторов и оплачивают услуги банковскими картами, выпущенными маркетплейсами;
  • в мире из-за дипфейков обострились вопросы, связанные с этичностью. На первый план выходят проблемы сохранения репутации людей, их защиты от клеветы. Продолжается обсуждение допустимого уровня применения ИИ при генерации произведений искусства и творческих проектов;
  • растут риски, связанные с кибербезопасностью. По мнению экспертов НАФИ, чем больше процессов отдается в работу ИИ, тем более тщательным должен быть менеджмент этой работы;
  • разрабатываются способы защиты от дезинформации и методология оценки подлинности информации;
  • НАФИ рекомендует бизнесу увеличивать инвестиции в технологии, заключать партнерства с технологическими стартапами, обратить внимание на подбор персонала, повышать цифровую грамотность руководства и работников и проводить углубленное обучение специфическим навыкам работы с ИИ. Кибербезопасность должна быть в числе ключевых приоритетов. Инновационные технологии рекомендуется внедрять с учетом EGS-повестки.

В России:

  • больше 80% россиян проводят в интернете не меньше трех часов в день;
  • 83% жителей страны хотят улучшить знания в области цифровых технологий;
  • 55% россиян в 2024 году позитивно относились к более высоким темпам технологического прогресса. Это на 1 п. п. больше, чем в 2023 году, но на 12 п. п. меньше, чем в 2022 году;
  • в России наблюдается переход к человекоцентричным моделям ИИ, он выражается в максимально персонализированном сервисе;
  • показатели цифровой грамотности населения практически вышли на плато, в сфере кибербезопасности — снизились; 
  • в среднем россияне устанавливают на смартфоны 16 мобильных приложений. 88% используют приложения для игр, просмотра видео и прослушивания музыки.


100 трендов 2024 года

Подробнее

Расскажите знакомым:

1135Дата добавления:30.04.2025

Расскажите знакомым:

Похожие исследования:
Подпишитесь
на еженедельную подборку исследований от ICT.Moscow

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Добавить исследование в каталог ICT.Moscow
Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.