Аналитический центр НАФИ представил трендбук «100 трендов 2025: куда двигаться бизнесу?». В нем приводятся глобальные и российские тренды развития общества, экономики и бизнеса. Авторы опирались на собственные опросы, проведенные в период с 2023 по 2025 год, а также на данные из открытых источников, интервью экспертов, научные статьи, сторонние аналитические отчеты.
Выделенные мегатренды характерны для всех отраслей экономики и сфер жизнедеятельности. Отдельно приводятся тренды по различным направлениям: технологиям, предпринимательству, потребительскому поведению, финансовым услугам, недвижимости, семье, здоровью, образованию, рынку труда, культуре, медиа, транспорту, туризму и экологии.
Общие мегатренды:
- одновременно с технологическим развитием усиливается значимость человеческого опыта, выстраивания эмоциональных связей и доверия. Бизнес активнее использует эмоциональный опыт в маркетинге с помощью технологических решений;
- технологическое развитие привело к популяризации концепции непрерывного образования. На первый план выходит обучение работе с ИИ и онлайн-ресурсами;
- демографические изменения влияют на все сферы. Население в большей части мира стареет, при этом пожилые люди сохраняют активный образ жизни;
- зумеры задают новые ценностные требования к сервисам. Среди характеристик этого поколения — развитость критического мышления, повышенная тревожность и забота о ментальном здоровье, низкий уровень концентрации внимания, активное использование соцсетей;
- персонализированные сервисы продолжают развиваться и проникать во все сферы жизни: умные дома, мониторинг здоровья, решения для улучшения качества жизни;
- ИИ, дополненная и виртуальная реальности внедряются в бизнес на всех уровнях. Образовательные институты не успевают менять свои программы;
- наблюдается гиперперсонализация рекомендаций. Это может привести к росту импульсивных покупок и чрезмерному потреблению;
- скроллинг стал общим трендом восприятия информации — у компаний есть всего пара секунд, чтобы завладеть вниманием потребителя;
- пользователи избегают критического мышления и ждут, что создатели контента проложат для них маршрут. Такой подход отражается и на использовании инструментов: люди все чаще применяют когнитивные функции ИИ.
Тренды, связанные с технологиями
На глобальном уровне:
- в развитых странах практически не осталось областей, где не использовался бы искусственный интеллект;
- технологии дополненной и виртуальной реальности активнее стали применяться для моделирования процессов, объектов, а также в образовании;
- ИИ по модели Open Source демократизирует технологии, это в перспективе может способствовать сглаживанию социального расслоения;
- продолжается развитие цифровых экосистем: пользователи заказывают авиабилеты через приложения мобильных операторов и оплачивают услуги банковскими картами, выпущенными маркетплейсами;
- в мире из-за дипфейков обострились вопросы, связанные с этичностью. На первый план выходят проблемы сохранения репутации людей, их защиты от клеветы. Продолжается обсуждение допустимого уровня применения ИИ при генерации произведений искусства и творческих проектов;
- растут риски, связанные с кибербезопасностью. По мнению экспертов НАФИ, чем больше процессов отдается в работу ИИ, тем более тщательным должен быть менеджмент этой работы;
- разрабатываются способы защиты от дезинформации и методология оценки подлинности информации;
- НАФИ рекомендует бизнесу увеличивать инвестиции в технологии, заключать партнерства с технологическими стартапами, обратить внимание на подбор персонала, повышать цифровую грамотность руководства и работников и проводить углубленное обучение специфическим навыкам работы с ИИ. Кибербезопасность должна быть в числе ключевых приоритетов. Инновационные технологии рекомендуется внедрять с учетом EGS-повестки.
В России:
- больше 80% россиян проводят в интернете не меньше трех часов в день;
- 83% жителей страны хотят улучшить знания в области цифровых технологий;
- 55% россиян в 2024 году позитивно относились к более высоким темпам технологического прогресса. Это на 1 п. п. больше, чем в 2023 году, но на 12 п. п. меньше, чем в 2022 году;
- в России наблюдается переход к человекоцентричным моделям ИИ, он выражается в максимально персонализированном сервисе;
- показатели цифровой грамотности населения практически вышли на плато, в сфере кибербезопасности — снизились;
- в среднем россияне устанавливают на смартфоны 16 мобильных приложений. 88% используют приложения для игр, просмотра видео и прослушивания музыки.
100 трендов 2024 года