Аналитическое подразделение корпорации IBM — IBM Institute for Business Value (IBM IBV) — в партнерстве с консалтинговой Phronesis провело глобальный опрос больше 1 тыс. руководителей компаний о планах по использованию ИИ в 2026 году. Совместно с исследовательской платформой Suzy был проведен опрос среди 8,5 тыс. потребителей и сотрудников, в том числе о том, как они взаимодействуют с искусственным интеллектом и как к нему относятся. Исходя из этого исследователи выделили пять трендов на 2026 год.
Ключевые выводы:
- 81% сотрудников уверены, что смогут соответствовать будущим технологическим достижениям на рабочем месте. При этом 61% считают, что их должностные обязанности изменятся из-за появления новых технологий, таких как ИИ-модели и ИИ-агенты. 47% опасаются, что к 2030 году технологии сделают их работу ненужной;
- в 2025 году автономных ИИ-агентов использовала каждая четвертая организация, к концу 2026 года такие инструменты планируют задействовать семь из десяти компаний. 83% руководителей считают, что выгоды от этого превышают риски.
Тренды на 2026 год:
- первый тренд — неопределенность может стать преимуществом для компаний. По словам 81% руководителей, геополитические и экономические проблемы влияли на их технологические инвестиции в 2025 году. Примерно половина считает, что в 2026 году ситуация ухудшится. Однако 74% респондентов заявили, что это создает для них новые возможности. Четыре из пяти руководителей утверждают, что агентный ИИ помогает их организациям принимать лучшие и более быстрые решения;
- второй тренд — сотрудники будут хотеть больше использовать ИИ. Отношение к технологии в основном позитивное во всех возрастных группах. Среди респондентов как минимум в два раза больше сотрудников, готовых принимать искусственный интеллект, а не сопротивляться ему. 63% работников готовы работать вместе с ИИ-агентами, 48% готовы к тому, чтобы ИИ-агенты ими управляли. Руководители и сотрудники сходятся во мнении о необходимости переподготовки: для 56% рабочей силы в 2026 году потребуется освоение новых навыков из-за автоматизации с ИИ;
- третий тренд — клиенты будут требовать от ИИ подотчетности. 89% потребителей хотят знать, когда они взаимодействуют с ИИ. Как считают в IBM IBV, в будущем прозрачность станет обязательным условием. 56% респондентов готовы мириться с недостатками ИИ в продуктах и услугах, но 80% будут меньше доверять бренду, если тот умышленно скроет использование искусственного интеллекта;
- четвертый тренд — глобальная устойчивость ИИ требует локальной системы защиты. 93% руководителей считают, что в 2026 году нужно учитывать суверенитет искусственного интеллекта в своих бизнес-стратегиях. Это может подразумевать создание ИИ-возможностей внутри страны — от дата-центров до обученных на местных языках ИИ-моделей;
- пятый тренд — квантовое преимущество (Quantum Advantage) потребует больше вычислительных мощностей и данных. Для этого нужен экосистемный подход. Организации, готовые к квантовым технологиям (Quantum-Ready Organization) в три раза чаще относятся к нескольким экосистемам одновременно.
5 Trends for 2025