Специалисты McKinsey провели онлайн-опрос по теме искусственного интеллекта (ИИ), в котором приняли участие почти 1,4 тыс. респондентов. Из них 981 указал, что в их организации внедрили ИИ по крайней мере в одной бизнес-функции, а 878 заявили, что их компании регулярно используют ИИ по крайней мере в одной функции. Участники исследования представляют широкий спектр регионов, отраслей, компаний разного масштаба, имеют разные специализацию и должности.
Опрос проводился с февраля по март 2024 года. Полученные данные оценивались согласно вкладу страны каждого респондента в мировой ВВП.
Ключевые выводы:
- 65% респондентов сообщили, что их организации регулярно используют генеративный ИИ, что почти вдвое больше, чем в предыдущем опросе McKinsey, проведенном за десять месяцев до этого исследования;
- 72% уже внедрили ИИ хотя бы в одной бизнес-функции. При этом за последние шесть лет этот показатель оставался на отметке примерно в 50%;
- на момент опроса более двух третей его участников почти в каждом регионе заявили, что их организации используют ИИ;
- 50% указали, что в их компаниях внедрили ИИ в двух или более бизнес-функциях. В 2023 году об этом говорили менее трети респондентов;
- среднестатистическая организация, использующая генеративный ИИ, чаще всего применяет его в маркетинге и продажах, тут внедрение выросло более чем вдвое за 2023 год. И второе популярное направление — разработка продуктов и услуг;
- большинство респондентов (67%) ожидают, что их организации будут больше инвестировать в ИИ в течение следующих трех лет. При этом во многих отраслях организации планируют инвестировать более 5% своих бюджетов на цифровизацию как в генеративный ИИ, так и в негенеративные аналитические решения на основе ИИ (Analytical AI). Однако в большинстве отраслей превалирующее число респондентов отметили, что их организации тратят более 20% на решения аналитического ИИ;
- в рамках применения генеративного ИИ наибольшее число респондентов сообщили о снижении затрат в сегменте работы с персоналом. О значительном увеличении доходов (более 5%) чаще всего участники опроса сообщали относительно цепочек поставок и управления запасами. Что касается аналитического ИИ, респонденты чаще всего говорят о снижении затрат в сервисных операциях, а также о значительном увеличении доходов от использования ИИ в маркетинге и продажах;
- самыми важными факторами риска при работе с генеративным ИИ были названы неточность (63%), нарушение интеллектуальных прав (52%) и кибербезопасность (51%);
- в примерно 50% заявленных случаев использования генеративного ИИ в рамках бизнес-функций применяются готовые общедоступные модели или инструменты с минимальной настройкой или вообще без нее. Респонденты из сегмента энергетики, технологической сферы, средств массовой информации и области телекоммуникаций чаще сообщали о значительной адаптации, настройке общедоступных моделей или о разработке собственных моделей для удовлетворения конкретных потребностей бизнеса;
- лидеры по работе с генеративным ИИ используют его в маркетинге, продажах, при разработке продуктов или услуг, но активнее, чем другие, применяют подобные инструменты в сферах управления рисками, соблюдения нормативных требований и решения правовых вопросов, в стратегии и корпоративных финансах, а также в цепочках поставок и управлении запасами. При этом такие организации чаще используют кастомизированные решения или разрабатывают свои собственные базовые модели.
Исследование прошлого года