Компания Capgemini опубликовала результаты опроса, посвященного применению искусственного интеллекта. В рамках исследования анализировались темпы внедрения и роста инвестиций, примеры использования технологии, ожидания по возврату инвестиций, а также влияние ИИ на рабочую силу, управление и вопросы этики.
Исследование основано на опросе 1,1 тыс. топ-менеджеров организаций с годовой выручкой более $1 млрд, представляющих 15 стран, включая США, Великобританию, Германию, Индию, Японию и другие. В выборку вошли компании из ключевых отраслей — от промышленности, финансов и телекоммуникаций до здравоохранения и государственного сектора.
Ключевые выводы:
- по данным опроса, доля компаний, использующих генеративный искусственный интеллект, выросла с 6% в 2023 году до 30% в 2025 году, то есть в пять раз за два года. Сейчас 93% организаций во всех отраслях изучают, тестируют или уже внедряют такие инструменты. Наиболее активно ГенИИ применяется в клиентских операциях, маркетинге, управлении рисками и ИТ;
- как выяснили в Capgemini, около 79% компаний довольны результатами внедрения генеративного ИИ, из них 43% считают, что эффект превзошел ожидания. Еще 36% отмечают, что результаты соответствуют планам, а 21% — что они остались недовольны;
- компании ожидают, что их инвестиции в генеративный ИИ принесут положительную отдачу за 3,2 года, говорится в документе. При этом 63% организаций уже отмечают, что технологии ГенИИ приносят ощутимую пользу бизнесу. А 78% компаний считают, что использование генеративного ИИ помогает им выделяться на рынке и укреплять бренд;
- 88% компаний сообщили об увеличении инвестиций в генеративный ИИ в среднем на 9% за последний год. Более 60% руководителей ожидают, что этот рост продолжится и дальше. При этом 57% организаций признают, что высокая стоимость лицензирования и внедрения — главный барьер масштабирования ГенИИ;
- авторы материала подчеркивают, что компании переходят к более экономичным ИИ-моделям. Ожидается, что доля организаций, использующих или планирующих использовать малые языковые модели (SLM), вырастет с 24% в 2024 году до 92% к 2028 году. К основным причинам применения SLM относятся простота разработки, снижение затрат и гибкость настройки;
- по данным опроса, уже 14% компаний частично или полностью внедрили ИИ-агентов, а еще 23% проводят пилотные проекты. Среди тех, кто масштабирует такие решения, 45% тестируют многоагентные системы, что подчеркивает быстрое развитие этих инструментов. Почти четыре из десяти компаний ожидают, что ИИ-агенты скоро станут самообучающимися и смогут работать с минимальным контролем человека;
- как отмечают в Capgemini, ИИ превращается из инструмента в полноценного члена команды. Почти 60% организаций планируют в течение года интегрировать ИИ как автономного или вспомогательного коллегу — против 44% сейчас. При этом 78% компаний хотят поручать ИИ конкретные задачи, а не целые роли, но три из пяти организаций признают, что сотрудники выражают беспокойство о влиянии этой технологии на карьеру;
- как выяснилось в ходе исследования, 85% руководителей уверены, что ИИ-агенты смогут выполнять один или несколько бизнес-процессов в их отделах в течение 3–5 лет. Более 50% считают, что такие системы будут обладать продвинутыми навыками рассуждения и решения задач. 58% уверены, что агентный ИИ станет переломным моментом для производительности их компаний;
- в ходе опроса 71% компаний заявили, что не могут полностью доверять автономным ИИ-агентам в корпоративных задачах. Хотя 46% уже разработали внутренние политики по управлению ИИ, 47% сообщают, что сотрудники редко следуют этим этическим рекомендациям. В то же время 70% организаций создают руководства и критерии допустимого использования генеративного ИИ;
- в материале говорится, что 62% компаний предпочитают внедрять ИИ-агентов через партнерство с поставщиками решений. 33% организаций разрабатывают агентов полностью своими силами. Такой подход, поясняют авторы исследования, позволяет сочетать готовые платформенные решения с внутренней кастомизацией под собственные процессы.