Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Рейтинг по Индексу цифровой экосистемы регионов
Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило Индекс цифровой экосистемы регионов (ИЦЭР). Он предназначен для оценки уровня развития и зрелости цифровой среды субъектов России в части оказания государственных и муниципальных услуг.
ИЦЭР рассчитывается на основании 11 показателей, которые сгруппированы по четырем направлениям: масштаб инфраструктуры, глубина сервисов, пользовательский опыт и технологичность. В исследовании, помимо рейтинга на основе ИЦЭР, приводятся основные тренды развития экосистем регионов, рекомендации и лучшие цифровые практики.
Ключевые выводы:
- Москва заняла первое место в рейтинге по ИЦЭР, получив около 96,8 балла. Как отмечают аналитики, у города самая развитая инфраструктура, максимальная глубина сервисов, в столице внедряются инновации и отмечается высокое качество пользовательского опыта;
- в пятерку лидеров вошли Татарстан (89,2 балла), Санкт-Петербург (82,9), Тульская область (около 81) и Ханты-Мансийский АО (75,1). За ними следуют Московская область (74,4), Ямало-Ненецкий АО (73,6), Нижегородская (68,1), Белгородская (67,8) области и Якутия (66,6);
- в восьми регионах, которые вошли в первую десятку рейтинга, развиты собственные порталы госуслуг с уникальными доменами. Аналитики отмечают московский портал mos.ru, ежедневная аудитория которого превышает 2 млн обращений. В ХМАО и ЯНАО развивают другую стратегию — они выбирают глубокую интеграцию с федеральным порталом «Госуслуги» и развивают вокруг него вспомогательные цифровые продукты;
- первые места по масштабу инфраструктуры заняли Москва, Тульская область и ХМАО, по глубине сервисов — Москва, Татарстан и Санкт-Петербург, по технологичности — Москва, Татарстан и Якутия, по пользовательскому опыту — Москва, Татарстан и Тульская область;
- на последних местах рейтинга Тува (24,1 балла), Карачаево-Черкесия (28,2), Чукотка (28,5), Республика Алтай (около 29) и Ингушетия (30,4). Их низкие показатели обусловлены недостаточным финансированием, слабой ИТ-инфраструктурой, низкой плотностью населения, географической удаленностью, дефицитом квалифицированных кадров;
- аналитики отмечают значительную цифровую дифференциацию между регионами: разрыв между Москвой и Тувой составляет больше 72 баллов. Высокие позиции занимают регионы исполнения административных функций и концентрации финансовых ресурсов;
- эксперты АПЭК считают, что тиражирование московских цифровых решений стало одной из моделей развития региональных систем;
- по мнению авторов исследования, ценность смещается от количества оцифрованных услуг к интеллектуальной обработке данных для упреждающего решения проблем граждан. Регионы-лидеры переходят от автоматизации процессов к предиктивной и проактивной модели работы с данными, используются ИИ-ассистенты;
- АПЭК рекомендует лидерам в будущем ориентироваться на специфические потребности населения и бизнеса региона, тиражировать практики в других субъектах и сфокусироваться на UX и внедрении ИИ, Big Data и IoT. Аутсайдерам советуют отказаться от самостоятельной разработки и поддержки собственных порталов, сфокусироваться на качестве базовых социально значимых услуг, проводить технический аудит и замораживать неработающие цифровые экосистемы региона.