Сообщество «Чат рисёчеров» совместно с разработчиком нейромаркетингового сервиса анализа поведения человека SensoryLAB представило в октябре 2024 года анализ того, как искусственный интеллект меняет исследования в области маркетинговых, социологических и продуктовых технологий.
Анализ проводился на основе 148 анкет, заполненных участниками тематического сообщества в мессенджере Telegram. Около 43% опрошенных занимаются маркетинговыми исследованиями, 17% — социологическими, 11% — продуктовыми, 14% — изучением пользовательского поведения (UX/UI) и 10% — исследованиями в области клиентского опыта (CX).
Среди участников анкетирования 29,7% обладают средними (Middle) исследовательскими компетенциями, 27% рассматривают данную область с позиции старших (Senior) специалистов, 14,2% и 18,9% занимаются исследованиями в качестве руководителей проектов и отделов (Lead и Head соответственно), а 8,8% — в качестве младших (Junior) сотрудников.
Ключевые выводы:
- почти половина (48%) участников опроса пользуются только бесплатными версиями искусственного интеллекта в исследовательской деятельности, около 30% пользуются ИИ по подписке без ключа программного интерфейса приложения (API-Key), 8% — с ключом, и 13% не пользуются вообще;
- 38,8% прошедших анкетирование используют ИИ в работе 2–4 раза в неделю, 28% — ежедневно, 26,4% — 2–4 раза в месяц, 5,4% — 2–4 раза в год, и только 0,7% — реже чем 4 раза в год;
- 88% респондентов работают с ассистентом ChatGPT, 25% — с YandexGPT 3, 22% — с Perplexity, 19% — с GigaChat, 14% — с Claude, 12% — с Gemini;
- чаще всего участники опроса прибегают к ИИ в ходе анализа данных (88%), далее следуют такие процессы, как генерация гипотез и идей исследования (74%), подготовка информационных или отчетных материалов (71%), интерпретация и формирование выводов (69%), сбор данных (34%), переговоры с клиентами (17%), подготовка и рекрутинг респондентов (8%);
- к числу задач, для которых чаще всего требуется помощь ИИ, респонденты отнесли быстрый поиск при работе с информацией (81%), автоматизацию рутинных задач (67%), анализ и обработку больших объемов данных (66%), составление отчетов и презентаций (32%), персонализацию контента (18%), моделирование и предсказание поведения пользователей (17%);
- результаты анкетирования показали, что функционал ИИ также задействован авторами исследований при генерации и анализе текстов (81%), транскрибировании голоса в текст (68%), генерации изображений (18%) и генерации голоса из текста (2%);
- 22% респондентов сообщили об успешных кейсах применения ИИ в анализе и обработке данных, еще 22% — в написании текстов и их редактировании, 16% — в поиске информации и ее структурировании, 14% — в транскрибации и переводе, еще 14% — в креативных задачах, включая генерацию изображений и формулирование гипотез, 12% — в автоматизации процессов;
- 41% опрошенных заявил, что уже интегрирует ИИ в собственные исследования, 37% респондентов «скорее готовы» к этому, 10% — «полностью готовы» и 7% не определились с ответом на вопрос;
- в то же время целых 98% участников анкетирования заявили о недостатках при использовании ИИ для исследований. 32% указали на недоверие к источникам информации, предоставленной ИИ, 22% отметили искажение фактов, 14% выявили ответы, оторванные от контекста, и 13% назвали результаты работы ИИ «банальными и примитивными»;
- как выяснили авторы анализа, почти 97% тех, кто применяет ИИ для маркетинговых, продуктовых и социологических исследований, хотели бы получать от него более точные результаты, 64% были бы рады получить расширенные возможности настройки ассистентов, 61% — лучшую интеграцию с другими инструментами, и 24% — упрощенный интерфейс.