Центр корпоративных инноваций и продуктового развития «Акселератора ФРИИ» подготовил обзор о текущем состоянии и перспективах развития корпоративных инноваций в России. Исследование опирается на данные статистических агентств, венчурные базы данных, анализ пресс-релизов и СМИ, консалтинговые отчеты, экспертные мнения и другие источники.
Ключевые выводы:
- у 54,5% корпораций стратегия инноваций встроена в основную бизнес-стратегию. Выделенная стратегия инноваций есть у 27,3% опрошенных. У 18,2% предприятий вообще нет стратегии по работе с инновациями, есть только отдельные инициативы;
- инновационная зрелость отечественных корпораций находится на этапе становления. 50% опрошенных сообщили, что только развивают внутренние процессы и обучают персонал. 27,3% респондентов считают себя инновационными лидерами, 18,2% работают в рамках отдельных бизнес-задач, и лишь 4,5% отмечают, что находятся в самом начале пути;
- в 2025 году 28,7% компаний сосредоточены на внедрении новых технологий, 25,8% — на повышении операционной эффективности, а 21,2% — на росте выручки через инновации;
- 46% компаний отметили рост интереса топ-менеджмента к инновациям. При этом отмечается недостаточная вовлеченность бизнес-заказчиков, что является основным барьером к внедрению инноваций (23,6%). Кроме того, препятствиями к этому являются недостаток финансирования (17,6%), сопротивление сотрудников (14,7%), отсутствие компетенций (14,7%);
- в России 45,4% компаний увеличивают бюджет на инновации, в то время как 27,3% компаний оставляют его без изменений, и столько же (27,3%) уменьшают бюджет, что в целом сопоставимо с мировой динамикой;
- большинство компаний совмещают долгосрочное стратегическое планирование с ежегодными корректировками тактики. Всего 4,5% организаций делают ставку исключительно на крупные стратегические проекты с горизонтом 3 года и более;
- для оценки эффективности инноваций используются метрики, например снижение затрат является главным показателем эффективности инноваций (48,6%). Второе место занимают финансовые метрики (ROI и рост выручки от новых продуктов) — 31,4%. 17,1% отслеживают количество инновационных проектов, а лишь малая часть (2,9%) обращает внимание на конверсию успешных инициатив;
- самыми популярными инструментами по работе с инновациями считаются скаутинг и программы пилотирования (по 31,1% соответственно), а также партнерства с другими корпорациями (15,6%);
- в качестве партнеров в сфере корпоративных инноваций бизнес в 2025 году чаще выбирает крупных игроков («Сколково», ФРИИ) — 24,4%, столько же компаний (24,4%) предпочитают сотрудничать с государственными игроками (МИК, Университет Иннополис). Значительную долю (22%) занимают также локальные игроки;
- большинство компаний (31,8%) выделяют до 1 млн руб. на работу с подрядчиками, а еще треть (27,3%) готовы тратить от 5 до 10 млн руб. При этом 18% компаний заявляют, что у них вообще нет выделенного бюджета на подрядчиков.