Аналитики НИУ ВШЭ представили обзор креативных индустрий в России по данным за 2022 год.
Эксперты проанализировали сведения обо всех компаниях в этой сфере из базы «СПАРК-Интерфакс». Принадлежность работников к креативным индустриям определялась по информации, которую работодатели указывают в рамках обязательной отчетности организаций, предоставляемой в ФНС. В работе были изучены такие индустрии, как ИТ и видеоигры, телерадиовещание, кино и анимация, архитектура и др.
Анализ показал, что креативный сектор растет быстрее, чем экономика в целом, однако этот рост неравномерен и обусловлен отраслевой и географической концентрацией занятых в креативных индустриях страны.
Ключевое из общей и цифровой повестки:
- по состоянию на 2022 год в креативных индустриях в России были заняты 2,3 млн человек. С 2020 года их численность выросла на 11%;
- в Москве темп прироста численности занятых в креативных индустриях более чем вдвое превысил среднероссийский и составил 24,4%;
- Москва и Санкт-Петербург аккумулируют почти столько же занятых в креативных индустриях (42%), сколько все остальные городские округа, вместе взятые (43,8%);
- в Москве заметна приоритетная ориентированность на цифровые и медиаиндустрии. Численность занятых в ИТ и видеоиграх в столице в расчете на одного работающего во всех отраслях экономики в 3,1 раза выше, чем в среднем по России, в телерадиовещании — в 3 раза;
- приоритетная специализация в индустрии ИТ и видеоигр прослеживается и в Санкт-Петербурге, однако отрыв от среднероссийского показателя не так велик, в 1,5 раза выше;
- занятость растет в цифровых индустриях и падает в связанных с более традиционными формами творчества и досуга;
- среди всех креативных индустрий самые высокие темпы прироста в России показали ИТ и видеоигры (+42%). На втором месте — дизайн (+30%), на третьем — образование в креативных индустриях (+14%). Лидеров роста отличает сквозной характер и наличие связей со множеством других креативных и некреативных индустрий;
- падение (почти на треть) наблюдалось в таких индустриях, как художественное творчество, фотография и телерадиовещание. Эти отрасли связаны с формами творчества и досуга, популярность которых в ближайшее время может продолжить снижаться из-за использования технологий, теряющих актуальность (плоскостная живопись и фотография, потоковое вещание и т. д.);
- снижение в пределах 10% наблюдается в прикладных индустриях (архитектура; реклама и пиар-индустрия), а также связанных с сохранением и передачей культурного контента (музеи, библиотеки и архивы; кино и анимация; издательская деятельность);
- такие изменения могут свидетельствовать не только о цифровизации экономики, но и о более фундаментальных изменениях рынка и потребительского поведения: новых технологиях распространения информации, тренде на универсальность и мультидисциплинарность.