1/3

Аналитики НИУ ВШЭ представили обзор креативных индустрий в России по данным за 2022 год.

Эксперты проанализировали сведения обо всех компаниях в этой сфере из базы «СПАРК-Интерфакс». Принадлежность работников к креативным индустриям определялась по информации, которую работодатели указывают в рамках обязательной отчетности организаций, предоставляемой в ФНС. В работе были изучены такие индустрии, как ИТ и видеоигры, телерадиовещание, кино и анимация, архитектура и др.

Анализ показал, что креативный сектор растет быстрее, чем экономика в целом, однако этот рост неравномерен и обусловлен отраслевой и географической концентрацией занятых в креативных индустриях страны.

Ключевое из общей и цифровой повестки:

  • по состоянию на 2022 год в креативных индустриях в России были заняты 2,3 млн человек. С 2020 года их численность выросла на 11%;
  • в Москве темп прироста численности занятых в креативных индустриях более чем вдвое превысил среднероссийский и составил 24,4%;
  • Москва и Санкт-Петербург аккумулируют почти столько же занятых в креативных индустриях (42%), сколько все остальные городские округа, вместе взятые (43,8%);
  • в Москве заметна приоритетная ориентированность на цифровые и медиаиндустрии. Численность занятых в ИТ и видеоиграх в столице в расчете на одного работающего во всех отраслях экономики в 3,1 раза выше, чем в среднем по России, в телерадиовещании — в 3 раза;
  • приоритетная специализация в индустрии ИТ и видеоигр прослеживается и в Санкт-Петербурге, однако отрыв от среднероссийского показателя не так велик, в 1,5 раза выше; 
  • занятость растет в цифровых индустриях и падает в связанных с более традиционными формами творчества и досуга; 
  • среди всех креативных индустрий самые высокие темпы прироста в России показали ИТ и видеоигры (+42%). На втором месте — дизайн (+30%), на третьем — образование в креативных индустриях (+14%). Лидеров роста отличает сквозной характер и наличие связей со множеством других креативных и некреативных индустрий;
  • падение (почти на треть) наблюдалось в таких индустриях, как художественное творчество, фотография и телерадиовещание. Эти отрасли связаны с формами творчества и досуга, популярность которых в ближайшее время может продолжить снижаться из-за использования технологий, теряющих актуальность (плоскостная живопись и фотография, потоковое вещание и т. д.);
  • снижение в пределах 10% наблюдается в прикладных индустриях (архитектура; реклама и пиар-индустрия), а также связанных с сохранением и передачей культурного контента (музеи, библиотеки и архивы; кино и анимация; издательская деятельность); 
  • такие изменения могут свидетельствовать не только о цифровизации экономики, но и о более фундаментальных изменениях рынка и потребительского поведения: новых технологиях распространения информации, тренде на универсальность и мультидисциплинарность.
Подробнее

Расскажите знакомым:

547Дата добавления:12.04.2024

Расскажите знакомым:

Похожие исследования:
Подпишитесь
на еженедельную подборку исследований от ICT.Moscow

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Добавить исследование в каталог ICT.Moscow
Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.