Аналитики Spektr представили карту и обзор крупнейших российских цифровых экосистем в 2024–2025 годах. Цель документа — показать, как они выстраивают свои стратегии в разрезе разных вертикалей и пользовательских потребностей, формируют продуктовое предложение и как меняется ландшафт этого рынка. В своих выводах аналитики опирались на информацию из трех типов источников: открытые данные, отчетность компаний, опрос 1,5 тыс. потребителей.
Ключевые выводы:
- в 2024 году лидеры экосистемного рынка в России не изменились. В топ-5 остаются «Сбер», «Яндекс», VK, МТС и Т-Банк. На рынке развиваются молодые экосистемы («Инго», «Авито», Ozon, X5 Group, ГПБ), среди активных игроков — маркетплейсы (Wildberries, Ozon), хотя их непрофильное развитие пока в основном сводится к финансовым сервисам;
- темпы запуска новых сервисов снижаются второй год подряд. Если в 2022 году топ-5 экосистем вместе запустили и купили 37 сервисов, то в 2023 году — уже 36, а в 2024 году это количество снизилось еще на 14% (31). В 2022–2024 годах интенсивность запусков/покупок уменьшилась у VK и МТС, у остальных экосистем интенсивность сохранилась на том же уровне («Яндекс») или даже немного выросла («Сбер», Т-Банк). Повышенное число закрытий/продаж сервисов в 2022 году пришлось в основном на «Сбер» и VK;
- по данным на начало 2025 года, лидеры присутствуют во всех («Сбер») или почти по всех («Яндекс», VK, МТС) основных вертикалях. У них есть по одному или несколько развитых сервисов, закрывающих основные повседневные и более редкие запросы потребителей — покупки, доставка еды, развлечения, платежи, обучение и путешествия;
- в нескольких вертикалях экосистемы представлены мало — как правило, на фоне присутствия сильного отраслевого конкурента. Это недвижимость (лидер рынка отраслевых классифайдов — ЦИАН) и рынок поиска работы (лидер рынка джоб-бордов — HeadHunter);
- наиболее активно сервисы открывались в категории финансов, развлечений, покупок и образования. В каждой из них прибавилось до 10 разработок;
- пользователи лучше всего знают сервисы «Сбера» (8 из 18) и «Яндекса» (6 из 18). «Яндекс» лидирует в сегменте мобильности («Яндекс Такси»), информации («Яндекс Карты») и голосовых ассистентов («Алиса»). «Сбер» — в категории финансов («Сбербанк Онлайн»), здоровья («СберЗдоровье») и недвижимости («Домклик»). По использованию лидируют в основном сервисы «Сбера» (8 из 18 вертикалей), за которым следует «Яндекс» (5 из 18 вертикалей);
- среди трендов развития экосистем — развитие нефинансовыми экосистемами финансовых сервисов, усиление конкуренции между двумя крупнейшими супераппами (Т-Банк и «Сбер»), оптимизация и сокращение расходов, борьба за лидерство на ИИ-рынке (в основном между «Яндексом» и «Сбером», которые внедряют генеративный ИИ в свои сервисы), развитие тревел-сервисов, использование геймификации в сервисах экосистем, развитие CТМ-сегмента.
Карта российских экосистем 2022