Фонд «Московский инновационный кластер» в мае 2025 года опубликовал обзор «Стартап, который смог: портрет быстрорастущих московских стартапов». В его основе данные фонда о созданных в 2019–2023 году компаниях, которые быстро развивались в 2022–2024 годах, а также опрос представителей 62 быстрорастущих стартапов.
Ключевые выводы:
- в Москве продолжают работать около 3 тыс. стартапов, запущенных в 2019–2023 годах. Это 2% от общего количества компаний (185 тыс.), появившихся в этот период и работающих до сих пор;
- около 1,2 тыс. компаний (или 39%) относятся к быстрорастущим стартапам — их среднегодовые темпы роста выше 20%. Выручка около 0,3 тыс. стартапов в среднем ежегодно росла больше, чем на 300%. Средняя выручка у всех стартапов в 2024 году составила 96,8 млн руб., совокупная — 526 млрд руб.;
- чаще всего основатели успешного стартапа — это зрелые профессионалы, выбирающие формат партнерства для объединения компетенций и ресурсов. На основателей в возрасте 18–25 лет приходится только 3% и все они начинали бизнес вместе с партнерами, которые были старше;
- 19% быстрорастущих стартапов работают в сфере программного обеспечения для бизнеса. На втором месте промышленные технологии (10%), на третьем — реклама и маркетинг (8%). По 7% приходится на здравоохранение, EdTech и FinTech, 6% — на HR и WorkTech. Среди компаний со среднегодовым темпом выручки свыше 300% больше всего стартапов в области ПО для бизнеса, FinTech и промышленных технологий;
- московские стартапы чаще всего используют такие технологии, как ИИ (26%), BigData (19%), биотехнологии (13%), IoT (13%) и цифровые двойники (8%);
- 89% стартапов работают в сегменте B2B, 40% — B2C, 29% — B2G. 71% компаний работают только на российский рынок, 29% — на российский и зарубежный;
- 68% стартапов запускались на собственные средства. Чаще всего внешними источниками финансирования были бизнес-ангелы (57%), займы от близких (43%) и государственные программы (38%).