Исследовательская компания «Нильсен» (ранее — Nielsen) опубликовала обзор рынка FMCG за 2024 год. В основе документа — результаты опроса, проведенного в сентябре 2024 года, а также данные Росстата и ряда исследований. Одним из трендов этого рынка аналитики назвали цифровизацию, и в частности ИИ, которой посвящен отдельный раздел документа.
Ключевые выводы в части технологий:
- молодые россияне почти в два раза чаще, чем старшее поколение, пользуются умными системами контроля климата (19%), системами обнаружения пожара и протечек (21%), а также датчиками открытия окон и дверей (19%). В лидерах по популярности и у молодежи, и у более старшего поколения умные колонки, техника для уборки, телевизоры и лампочки;
- продукты стали лидерами в сегменте онлайн-продаж. В январе—июле 2024 года на них приходилось 17% дистанционных покупок по сравнению с 13% за тот же период 2023 года;
- 87% потребителей знакомы с понятием «искусственный интеллект». Чаще всего им известны голосовые ассистенты (87%), системы обработки языка и перевода (71%), рекомендательные системы (68%), чат-боты (53%), системы распознавания и генерации изображений (25%) и сервисы генерации видео (13%);
- 21% потребителей используют ИИ каждый день, 24% — раз в неделю, 10% — раз в две недели;
- покупатели готовы доверить чат-ботам поиск самых выгодных предложений в магазинах (50%), поиск товаров по фотографии (35%), а также усиление безопасности покупок и борьбу с мошенничеством (29%);
- 60% покупателей готовы или скорее готовы попробовать новый бренд вместо привычного, если бы это порекомендовал ИИ-ассистент. 50% готовы или скорее готовы доверить ИИ составление меню на несколько дней;
- бизнес ожидает, что ИИ приведет к росту операционной эффективности (49%), к более качественной аналитике и прогнозированию (43%), а также к развитию квалификации сотрудников за счет автоматизации рутины (41%).23% опрошенных CEO намерены разворачивать ИИ-сервисы для улучшения покупательского опыта;
- в продажах ИИ уже используется или его планируют использовать в задачах маркетинга (44%), аналитики продаж (42%) и персонализации рекламы (33%). В цифровых сервисах ИИ применяется для поиска товаров по фотографии (30%), для генерации описаний товаров (28%) и составления рекомендаций на основе опыта предыдущих покупок (25%). В логистике и производстве ИИ внедряют для прогнозирования спроса (44%), генерации изображений для упаковки товаров (23%) и для автоматизации роботизированных систем складирования и производства (23%).
- главными барьерами для внедрения ИИ бизнес считает стоимость разработки или внедрения (42%), некорректность получаемых данных (39%) и отсутствие гарантий окупаемости (37%).