Компания BCG в апреле 2024 года опубликовала результаты мирового опроса об использовании искусственного интеллекта в решении рабочих и повседневных задач. В исследовании приняла участие 21 тыс. респондентов из 21 страны мира.
В первую очередь авторы уделили внимание таким вопросам, как осведомленность пользователей о том, что такое ИИ и ГенИИ, какая доля людей ими пользуется и как к ним относится. Кроме того, в ходе опроса были проанализированы факторы, которые влияют на позитивное и негативное восприятие ИИ, а также на решение о применении искусственного интеллекта в профессиональной сфере.
Ключевые выводы:
- как выяснилось в ходе опроса, респонденты знают об ИИ гораздо больше, чем предполагали авторы. Особенно высока осведомленность в странах с развивающимися цифровыми рынками, таких как Индия и ОАЭ, где более 90% респондентов слышали о ChatGPT;
- 75% участников опроса использовали приложения или сервисы на базе ИИ для решения различных задач. Например, 32% применяли приложения для фитнеса и здоровья на основе ИИ, 28% использовали его для получения персональных рекомендаций о товарах, и столько же пытались с помощью искусственного интеллекта найти по внешнему виду товары, которые хотели бы купить;
- среди респондентов младше 35 лет 86% знают о ГенИИ и 32% уже использовали такие технологии. Для сравнения, среди тех, кто старше 35 лет, эти показатели составляют 80% и 20% соответственно;
- около 40% опрошенных выразили энтузиазм по поводу использования ИИ, в то время как 28% испытывают смешанные чувства, а 29% — обеспокоены;
- к положительным эффектам применения ИИ респонденты отнесли улучшения в повседневной жизни, прорывы в научной сфере и особенно медицине, новые формы выражения и искусства. Среди негативных эффектов участники исследования упомянули безопасность данных и этические вопросы, неточность и неопределенность, влияние на окружающую среду;
- в рабочем контексте 70% респондентов настроены положительно по поводу ИИ. 60% ожидают от него помощи в обучении, а 55% рассчитывают на повышение производительности. Более половины опрошенных полагают, что ИИ не сможет заменить их на рабочем месте, и только 19% выражают обеспокоенность на этот счет;
- согласно данным опроса до первого опыта использования ИИ потребители склонны испытывать опасения из-за обилия поступающей дезинформации о его преимуществах и недостатках. После знакомства с искусственным интеллектом энтузиазм чаще всего возрастает. Но затем появляется более глубокое понимание потенциальных рисков, таких как зависимость от ИИ или угроза конфиденциальности данных, и уровень обеспокоенности снова растет;
- в странах с развивающимися цифровыми рынками, таких как Китай, Индия и Филиппины, потребители более активно используют ИИ и относятся к нему с большим воодушевлением. Напротив, в Австралии, Германии и Великобритании использование ИИ чаще ограничивается экспериментами и уровень недоверия выше;
- авторы исследования отметили, что в странах с дефицитом инфраструктуры, таких как Индия и Бразилия, ИИ рассматривается как средство решения фундаментальных проблем, например в здравоохранении и образовании. Потребители в этих регионах видят в ИИ возможность преодолеть существующие барьеры;
- в BCG полагают, что компании должны уважать сложившееся мнение потребителей по поводу ИИ, но в то же время бороться с дезинформацией о нем, увеличивать доверие пользователей к новым технологиям и ответственно подходить к внедрению искусственного интеллекта. Это подразумевает соблюдение этических норм и защиту данных;
- кроме того, по мнению авторов документа, бизнес должен учитывать культурные особенности и уровень цифровой зрелости разных рынков при внедрении ИИ. Особое внимание следует уделить активно развивающимся рынкам, где потребители проявляют больший интерес и готовность к использованию искусственного интеллекта, что может обеспечить более успешное внедрение технологий.