Консалтинговая компания «Технологии Доверия» провела опрос об уровне доверия бизнеса к искусственному интеллекту и о его готовности взаимодействовать с ИИ-агентами. В работе также исследуются барьеры на пути внедрения технологии и ее перспективы.
В опросе приняли участие 1 тыс. человек, в том числе 270 представителей среднего и крупного бизнеса. Структура выборки повторяет структуру генеральной совокупности российских компаний по отрасли (ОКВЭД) и географии (федеральные округа). Исследование проводилось с 15 сентября по 10 октября 2025 года.
Ключевые выводы:
- ИИ-инструменты внедряют 86% российских компаний. Реже искусственный интеллект применяют в микропредприятиях (68%), больше — в крупных компаниях (92%);
- больше всего ИИ включен в клиентский сервис (46%), стратегическое планирование (24%) и логистику (23%). По 18% приходится на HR и разработку ПО. Реже ИИ задействуют в финансах (15%) и производстве (13%);
- чаще всего ИИ используется для поиска информации (43%), генерации текста (40%), создания изображений и дизайна (36%). Его также применяют для распознавания и обработки текста, аудио и видео (34%), для анализа данных и прогнозирования (32%) и для написания кода (17%);
- 59% респондентов считают Россию одним из лидеров по внедрению ИИ;
- 28% компаний намерены направить на ИИ-проекты 1–3% от общего инвестиционного бюджета. 12% не планируют выделять отдельное финансирование на эти цели. 8–10% бюджета отводят 13% малого бизнеса, 21% среднего и 53% крупного;
- окупаемости в течение 1–3 лет ожидают 47% компаний, которые инвестируют в ИИ. Суммарно 68% бизнеса хотят вернуть вложения в срок до трех лет;
- в России умеренно высокий уровень доверия к искусственному интеллекту. Системам с его применением доверяют 73% руководителей. 78% высказываются за законодательное регулирование применения ИИ. Столько же респондентов считают, что прозрачность алгоритмов и принципов работы ИИ повысит доверие к ним;
- около половины руководителей не готовы полностью полагаться на искусственный интеллект без контроля человека. 51% доверяют ИИ-агентам выполнение задач без постоянного контроля человека, 44% — нет;
- основные факторы, сдерживающие доверие к ИИ, связаны с безопасностью и непредсказуемостью решений. Помимо объективных ограничений, доверие подрывают психологические и организационные факторы, например страх ошибок и нежелание сотрудников использовать ИИ;
- представители бизнеса примерно поровну разделились в согласии и несогласии с тем, чтобы делиться с ИИ-сотрудником внутренними конфиденциальными данными или чтобы считать ИИ-агента равноправным членом команды;
- восемь из десяти представителей компаний убеждены, что доверие к ИИ будет расти в ближайшие годы;
- наиболее вовлеченными во внедрение и последующее развитие ИИ в компаниях являются мужчины и респонденты в возрасте от 18 до 34 лет;
- региональный фактор не является определяющим для большинства аспектов использования и поддержки ИИ. Но в Центральном федеральном округе показатели по применению ИИ и доверию к нему выше, чем в других округах.