Команда CyberStage (программа поддержки предпринимателей в сфере ИБ, созданная по инициативе ГК «Солар») представила обзор развития рынка ИБ-вендоров с выручкой менее 1 млрд руб. в 2021–2024 годах. В нем показаны динамика структуры рынка, изменение числа ИБ-проектов, лидеры роста, перспективные ниши и другие данные.
Документ сформирован на основе открытой базы российских вендоров в сфере информационной безопасности CyberStage Matrix.
Ключевые выводы:
- в период с 2021 по 2024 год в России было создано 56 новых компаний,
предлагающих услуги и продукты в области информационной безопасности.
Анализируя данные за 2024 год и первые показатели 2025 года, исследователи отмечают
снижение темпов возникновения новых проектов в сфере кибербезопасности. Судя по
динамике за 2004–2024 годы, заметна цикличность появления новых продуктовых
ИБ-поставщиков;
- при сохранении наблюдаемой цикличности рынка в ближайшие
годы ожидается дальнейшее сокращение числа новых проектов в сфере
информационной безопасности в течение 2025–2026 годов. Однако начиная с 2027–2028 годов возможен новый рост активности предпринимателей, обусловленный
формированием новых потребностей заказчиков и стабилизацией экономической
обстановки, что приведет к активному появлению свежих предложений и стартапов в
области кибербезопасности;
- рынок ИБ-продуктов развивается гораздо стремительнее общего
ИТ-рынка вследствие увеличения охвата сфер деятельности и роста значимости
задач, связанных с защитой информации. Среди участников рынка существуют
компании, обладающие потенциалом увеличить свою выручку до уровня 1 млрд руб. в ближайшие три — пять лет. Зачастую такие перспективные игроки
представляют собой стартапы, работающие в недавно возникших нишах, пока еще
недостаточно освоенных ведущими игроками отрасли информационной безопасности;
- в 2024 году темпы прироста выручки компаний, объединенных в
ассоциацию Matrix, снизились по сравнению с показателями 2022–2023 годов,
однако остались значительно выше аналогичных показателей крупнейших игроков
рынка информационной безопасности. Быстрый рост малых вендоров ИБ-продуктов
способствовал увеличению их доли на рынке с 15% в 2022 году до 22% в 2024 году;
- компании, показавшие взрывной рост сразу после запуска, к
2024 году столкнулись с замедлением темпов своего развития. Для продолжения
активного роста им необходимо создать массовый вариант продукта или расширить
свое присутствие в смежных сегментах своей специализации. Между тем многие стартапы,
достигшие значительных оборотов порядка нескольких сотен миллионов рублей,
превращаются в центры инновационного развития рынка — они начинают финансировать
новые продуктовые гипотезы и команды.