Компания Сapgemini представила обзор с прогнозом, основанным на проведенных опросах, посвященный перспективам использования ИИ-агентов в бизнесе, их влиянию на экономику, рабочие процессы и структуру организаций. В основе анализа лежат данные опроса 1,5 тыс. компаний из 14 стран, а также исследования других организаций, включая Goldman Sachs, IDC, Ericsson, World Economic Forum и Microsoft.
Авторы исследования обратились к таким вопросам, как темпы и масштабы внедрения ИИ-агентов, уровень зрелости инфраструктуры и данных, доверие к автономным системам, направления их применения, а кроме того, вопросы этики и взаимодействия между людьми и ИИ. Отдельное внимание уделяется экономическому потенциалу ИИ-агентов и трансформации бизнес-процессов под их воздействием.
Ключевые выводы:
- к 2028 году ИИ-агенты смогут сгенерировать до $450 млрд экономической выгоды в 14 исследуемых странах за счет роста доходов и сокращения издержек;
- согласно результатам опроса лишь 2% организаций внедрили ИИ-агентов в масштабах всей компании, еще 12% — на частичном уровне, а 23% реализуют пилотные проекты. Несмотря на это, 82% компаний оценивают зрелость своей ИИ-инфраструктуры как низкую или среднюю. Только 18% демонстрируют высокий уровень зрелости по всем аспектам, включая данные и технологии;
- как выяснили авторы исследования, в течение 12 месяцев только 15% бизнес-процессов будут управляться ИИ-агентами. К 2028 году эта доля вырастет до 25%, включая около 4% процессов, контролируемых полностью автономными агентами;
- за последний год доля организаций, доверяющих полностью автономным агентам, снизилась с 43% до 27%. Основные причины — этические опасения, «черный ящик» алгоритмов и ограниченное понимание возможностей ИИ. Так, 48% респондентов выразили озабоченность этическими аспектами внедрения ИИ-агентов;
- только 16% организаций разработали стратегию внедрения ИИ-агентов, и немногие из них охватывают всю компанию. 26% организаций назначили отдельного руководителя, отвечающего за внедрение ИИ-агентов, тогда как 59% передали эту ответственность специалистам, которые уже занимаются ИИ в компании;
- авторы документа ожидают, что к 2028 году 38% организаций будут включать ИИ-агентов как полноправных участников команд. Уже в ближайшие 12 месяцев более 60% компаний могут внедрить модель, в которой агенты поддерживают или дополняют людей. 90% организаций считают, что участие человека в таких процессах оправдано или как минимум не вредит эффективности;
- в течение ближайшего года ИИ-агенты будут использоваться ежедневно как минимум в одном процессе или подпроцессе в функциях клиентской поддержки, информационных технологий и продаж. Эти области характеризуются высоким объемом задач, требующих гибкости и контекстной адаптации. Через три года таких бизнес-функций будет уже 58%;
- организации, внедрившие ИИ-агентов в масштабах всей компании, могут получить до $382 млн экономического эффекта за три года (в среднем 2,5% годовой выручки при обороте $15 млрд). Компании, ограничившиеся частичным внедрением, рассчитывают на $76 млн, или 0,5% выручки;
- только 9% компаний полностью готовы к интеграции и совместимости данных, и всего 13% — к мониторингу и управлению жизненным циклом данных. Без зрелой технологической базы, пишут авторы исследования, масштабировать ИИ-агентов невозможно, несмотря на растущий интерес. Более 80% организаций признают, что их инфраструктура пока недостаточно развита;
- более половины руководителей опасаются, что ИИ приведет к потере рабочих мест, причем лишь немногие инвестируют в переподготовку сотрудников. Лишь 14% организаций внедрили принципы этичного использования искусственного интеллекта на практике.