Фонд «Росконгресс» и ВЦИОМ опубликовали обзор о роли цифрового рубля в экономике России. Он посвящен исследованию феномена «новых денег». В основе работы онлайн-опрос, девять экспертных интервью, а также анализ трендов из открытых источников и данных ВЦИОМ.
Опрос проводился 4–5 июня 2025 года, респондентами стали 1,6 тыс. человек. В экспертных интервью приняли участие представители коммерческих банков, Банка России, AliExpress, Bitriver, BSS, а также экономисты и прогнозисты.
Ключевые выводы:
- 98% участников онлайн-опроса использовали карты или банковские переводы для оплаты товаров и услуг за последние три года, 72% — наличные, 55% — бонусные баллы, 9% — цифровые кошельки, 1,5% — криптовалюту;
- 30% респондентов считают новой формой валюты цифровой рубль, 27% — криптовалюты;
- 63% россиян, планирующих использовать криптовалюту, рассматривают ее как инструмент для инвестиций и накопления;
- в контексте цифрового рубля наиболее распространены заблуждения о том, что оплата невозможна без интернета (32%), что это эквивалент безналичных денег (23%), что у цифрового рубля будет собственный курс (20%) и что он станет обязательным для всех (14%);
- 47% россиян интересуются криптовалютами, 35% — цифровым рублем. По мнению экспертов, разрыв связан с тем, что у значительной части населения нет четкого понимания сущности и потенциала цифрового рубля. 37% не смогли назвать преимущества этого вида валюты, 40% не нашли в нем преимуществ;
- бизнес, как следует из интервью экспертов, относится к цифровому рублю с интересом и настороженностью. Предприниматели позитивно относятся к экономии на комиссиях и к преимуществам автоматизации расчетов. Но они ожидают, что на адаптацию потребуется время и что нужно будет обновлять технологическую инфраструктуру;
- некоторые эксперты финансового рынка считают, что цифровой рубль не предполагает очевидной выгоды для банков. По мнению экспертов из банковской сферы, цифровой рубль не будет выгоден обществу. Это связано с тем, что цифровая валюта будет храниться на единой платформе Банка России, тогда как банки предлагают клиентам различные бонусы за транзакции.