Ассоциация ФинТех опубликовала обзор наиболее востребованных сценариев применения генеративного искусственного интеллекта (ГенИИ) в FinTech в 2025 году. В документе приводятся тренды, история развития ГенИИ и основные направления использования.
Документ включает в себя «Тепловую карту идей применения генеративного ИИ». На ней представлены 10 сценариев, реализация которых на российском рынке может быть перспективной в ближайшее время. Сценарии дополнены близкими кейсами из открытых источников. В основу карты легли идеи участников креативной сессии, которую Ассоциация ФинТех провела в 2024 году вместе с МТС Банком и компанией Yadro.
10 перспективных сценариев применения ГенИИ в FinTech:
- сценарий «Гид по услугам». Разработка ИИ-помощника и координатора для предоставления персонализированных рекомендаций клиентам и подбора уникальных условий;
- сценарий «Советник-креатор». Разработка ИИ-наставника для менеджеров и сотрудников банка для помощи в анализе данных, планирования и принятия стратегических решений;
- сценарий «Эмоциональный интеллект». Анализ эмоций клиента в процессе обслуживания;
- сценарий «Помощник программиста». Создание помощника программиста для сопровождения сотрудника на всех этапах работы: от написания кода до тестирования и отладки;
- сценарий «Профиль-симулятор». Моделирование поведения целевой аудитории для оптимизации маркетинговых стратегий;
- сценарий «ИИ-менеджер проектов». Разработка ассистента для автоматизации и ускорения реализации проектов и других внутренних процессов;
- сценарий «Умный страж». Создание ловушек для хакеров, мошенников и прочих угроз;
- сценарий «Карьерный компас». Разработка цифрового наставника для сопровождения сотрудника на всем карьерном пути: от персонализации онбординга до повышения квалификации и поддержки на новой роли;
- сценарий «Помощник-360°». Личный помощник для сопровождения пользователей в широком наборе сфер жизни;
- сценарий «Мета финансы». Разработка независимого агрегатора финансовой информации на базе ИИ для сбора и анализа данных с разных финансовых платформ.
Ключевые выводы:
- генеративный ИИ еще не полностью реализовал потенциал в финансовой сфере. В ближайшие годы наибольший эффект ожидается в доменах клиентского обслуживания и автоматизации внутренних процессов.
- прогнозируется развитие других направлений в ИИ: мультиагентных архитектур, малых языковых моделей, продвинутых мультимодальных систем;
- ИИ способствует переходу к экосистемным моделям с комплексным пользовательским сопровождением. Такие системы могут работать в связке с нефинансовыми сервисами;
- ИИ применяется в финансовых организаций для деятельности в ИТ, маркетинге, продажах, клиентском обслуживании HR и внутренних процессах.