ГлавнаяИсследованияЦифровизация ритейла и CPG

Яков и Партнёры

Цифровизация ритейла и CPG

Консалтинговая компания «Яков и Партнёры» совместно с компанией «Нильсен» (ранее — Nielsen) провела опрос о цифровой трансформации потребительского сектора России — розничной торговли и производителей товаров повседневного спроса (Consumer Packaged Goods, CPG). В исследовании приняли участие технические директора (CTO), также были проведены глубинные интервью с генеральными директорами (CEO) из 100 крупнейших российских компаний.

В документе рассматриваются четыре ключевые темы: текущее состояние цифровизации и лидеры этого процесса, факторы их успеха, направления, которые в будущем существенно изменят отрасль (включая ГенИИ, роботизацию и новые цифровые бизнес-модели), а также потенциальный экономический эффект от цифровизации.

Ключевые выводы:

  • как говорится в материале, конкурентное давление со стороны участников рынка электронной коммерции и переток потребителей в онлайн подталкивают компании ускорять цифровизацию и самим развивать E-commerce. По прогнозам авторов, доля этого сектора в общем объеме российского ритейла вырастет почти в 1,6 раза к 2030 году, достигнув 36–39%;
  • авторы опроса отмечают, что проблема нехватки сотрудников сохраняется для 75% российских работодателей, при этом особенно остро она ощущается в потребительском секторе. В документе говорится, что недостаток линейного персонала вынуждает компании искать альтернативные решения включая активное внедрение роботизации и технологий генеративного ИИ;
  • рост стоимости заемных средств в России сокращает возможности компаний по реализации инвестиционных проектов. Как указывают авторы, высокая ключевая ставка стимулирует бизнес в ритейле и CPG повышать эффективность за счет внедрения цифровых решений;
  • согласно данным, представленным в материале, около 70% компаний в потребительском секторе уже перешли от стадии экспериментов к масштабированию цифровых решений всех ключевых типов. 4% компаний находятся на этапе экспериментов, 29% — на стадии активного развития, а 67% — масштабируют решения;
  • авторы отмечают, что большинство участников рынка фиксируют ощутимый эффект от цифровизации — в среднем около 2% роста EBITDA (прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации). «Инноваторы» (одни из первых внедряют инновационные решения) демонстрируют рост примерно в 2,2%, «Реалисты» (инвестируют в проверенные решения) — 1,4%, «Консерваторы» (используют только зрелые технологии) — около 0,9%;
  • как указывается в материале, даже внутри группы «Инноваторов» наблюдаются различия: в ритейле эффект на рост EBITDA достигает 3,2%, а в CPG — 1,8%. В документе подчеркивается, что «Инноваторы» отличаются готовностью к рискам, высокой скоростью внедрения решений и стремлением охватывать цифровизацией всю цепочку создания ценности;
  • авторы материала указывают, что «Инноваторы» в ритейле применяют продвинутую аналитику в среднем в 3–4 функциях бизнеса, тогда как в CPG этот показатель ниже — 2–3. При этом 80% «Инноваторов» в ритейле используют аналитику в цепочках поставок и логистике, 60% — в E-commerce, коммерции, маркетинге и медиа. В CPG аналитику применяют 41% компаний в цепочках поставок, 45% — в продажах и 50% — в маркетинге и PR;
  • по данным исследования, 88% «Инноваторов» отмечают открытую к изменениям и инновациям корпоративную культуру как ключевой фактор успеха внедрения цифровых решений. Среди «Реалистов» этот показатель составляет лишь 22%. В документе отмечается, что отсутствие культуры инноваций и четких целей цифровизации является серьезным барьером для компаний в сегменте CPG: 38% из них называют это главным вызовом при реализации цифровых инициатив;
  • эффект от внедрения генеративного ИИ на рост EBITDA может достичь 12–19% для ритейлеров и 9–15% для компаний CPG. Авторы отмечают, что примерно 30% участников потребительского сектора уже развивают ГенИИ, при этом ритейл внедряет его заметно быстрее, чем CPG;
  • авторы рассматривают роботизацию как центральную технологию, способную обеспечить устойчивость компаний в условиях кадрового дефицита. В документе говорится, что в ближайшие 3–5 лет будет усиливаться симбиоз технологий роботизации и ГенИИ, что повысит эффективность применения роботов. По расчетам аналитиков, потенциальный эффект от внедрения роботизации оценивается более чем в 10% роста EBITDA для компаний ритейла и CPG;
  • в исследовании отмечается, что компании сегодня также активно развивают новые цифровые направления — создание собственных маркетплейсов, запуск ритейл-медиа, монетизацию данных и разработку собственных цифровых решений. Авторы подчеркивают, что такие модели становятся новым источником устойчивого роста бизнеса. Согласно оценкам, представленным в материале, потенциальный эффект от их внедрения превышает 10% ежегодного роста EBITDA как в ритейле, так и в CPG.
Подробнее

Расскажите знакомым:

124Дата добавления:18.11.2025

Расскажите знакомым:

Похожие исследования:
Подпишитесь
на еженедельную подборку исследований от ICT.Moscow

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Добавить исследование в каталог ICT.Moscow
Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.