9 сентября 1991 года в России состоялся первый звонок по сотовому телефону — мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак позвонил своему коллеге из Сиэтла Дэвиду Диткинсу с устройства Nokia Mobira MD59-NB2. Звонок был совершен в сети оператора «Дельта Телеком» на базе стандарта NMT-450 (450 МГц). С этого момента 9 сентября считается днем появления сотовой связи в России.
В Москве сотовая связь появилась спустя три месяца, в декабре 1991 года. Тогда услуги связи абонентам столицы начала предоставлять компания «Московская сотовая связь» (оператор вместе с «Дельта Телеком» в июне 2015 года были присоединены к ООО «Т2 Мобайл», бренд Tele2).
Но позволить себе сотовый телефон и услуги операторов связи в начале 1990-х могли немногие. Стоимость устройства доходила до $1 тыс., а минута разговора — до $5. Однако с тех пор изменились и телефоны, и тарифы, и сама мобильная связь претерпела значительные изменения.
За 30 лет в России появились стандарты связи 2G, 3G, 4G, а также виртуальные операторы (MVNO), использующие инфраструктуру другого оператора для продажи услуг под своим брендом (например, «Тинькофф Мобайл», «СберМобайл» и др.)
По предварительным подсчетам «ТМТ Консалтинг», в 2020 года объем телеком-рынка составил 1,73 трлн руб., число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи достигло 257 млн, а доходы от мобильной связи выросли на 0,3%. Минцифры оценивает рынок в 1,9 трлн руб., а в РАЭК подсчитали, что вклад направления «Инфраструктура и связь» в экономику Рунета по итогам прошлого года увеличился на 20% и достиг 152 млрд руб.
Можно говорить не только о развитии телеком-рынка в целом, но и о трансформации услуг связи. По данным столичного Департамента информационных технологий, мобильный интернет становится популярнее голосовых вызовов, а 72% московских пользователей интернета уже обращаются к различным онлайн-сервисам. Среднее потребление мобильного интернета на семью в 2020 году, по подсчетам аналитиков, выросло с 21 ГБ до 31 ГБ. Операторы, в свою очередь, реагируют на возрастающий спрос: по данным TelecomDaily, за 2020 год средняя скорость в Москве по направлению к абоненту выросла почти на 16% — до 36 Мбит/сек. Это в полтора раза выше, чем в среднем по стране (по данным аналитиков компании за октябрь прошлого года).
Также в числе тенденций последних лет — применение операторами технологий (больших данных, интернета вещей, машинного обучения, искусственного интеллекта) для создания цифровых решений и формирования таким образом экосистемы продуктов и сервисов. Это позволяет говорить о трансформации самих мобильных операторов в ИТ-компании.
Источник: ДИТ Москвы
Источник: ДИТ Москвы
Источник: ДИТ Москвы
Как отмечают в отраслевой ассоциации GSMA, подобный подход — общий тренд для любой крупной компании, которая взаимодействует с клиентом в цифровой среде, и операторы здесь не являются исключением. При этом услуги связи остаются основой бизнеса операторов.
директор по стратегическому взаимодействию в России и СНГ, GSMA
В IDC в свою очередь считают, что операторы связи будут стараться «играть» на разных уровнях экосистемы. Не все из них могут позволить себе развиваться на уровне приложений, поэтому «более надежная позиция для них оставаться на уровне платформы, где они могут размещать приложения от третьих сторон, но при этом все еще иметь ключевую роль в экосистеме».
Вместе с тем, создание собственной экосистемы выгодно для телеком-гигантов. Таким образом они могут увеличить доходы и сохранить число абонентской или, теперь уже, пользовательской базы.
Александр Тимошенко
руководитель программы по телекоммуникациям в IDC
Представители «большой четверки» говорят о том, что одним из главных приоритетов для них на сегодняшний день является сервис, максимально отвечающий потребностям клиента. По этой причине перспективу развития рынка телеком-компании видят в развитии технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных.
«Билайн»
пресс-служба
директор макрорегиона «Москва» Tele2
Между тем, российские операторы являются частью мировой мобильной индустрии: они используют те же технические стандарты, что и операторы по всему миру, у них схожие бизнес-модели и проблемы, подчеркивают в GSMA. Это означает, что тренд на развитие интернета вещей, автоматизации различных отраслей экономики, а также на развитие новых поколений связи будет и в России.
В «Билайне», в частности, говорят о том, что опыт западных и азиатских коллег, которые уже развернули свои сети 5G, вызывает у компании большой интерес.
«Билайн»
пресс-служба
В МТС уточняют, что дальнейшее развитие ИТ и телекомов будет проходить в рамках концепции открытых стандартов.
МТС
пресс-служба
К числу других магистральных направлений компания относит развитие технологий граничных вычислений (MEC). Они, отмечают в МТС, будут неотъемлемой частью общей сетевой архитектуры сетей 5G, а также базовым слоем для развития стратегического направления Edge Cloud в рамках концепции распределенных вычислений. «Для создания платформы пограничных вычислений мы приступили к объединению телеком- и облачной инфраструктуры», — заключают в МТС.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.