ГлавнаяЛента

Статьи

Городской агротех в Москве: перспективы развития

13 августа 2019, 16:21|
4354

Мировой рынок сервисов для цифрового сельского хозяйства демонстрирует уверенный рост. По оценкам J’son & Partners Consulting, в денежном выражении его объем возрастет до $1,9 млрд к 2022 году (против $815 млн в 2017 году). Одним из перспективных направлений сельского хозяйства является городской агротех.

В Москве на городской ферме «РусЭко» ежедневно производят более 20 тонн зелени в сутки. В компании утверждают: чтобы собрать схожий объем продукции, традиционной теплице потребуется в десять раз больше посевной площади и воды.

Пока наиболее популярными считаются вертикальные теплицы, которые можно устанавливать в закрытых помещениях. Такой тип городского сельского хозяйства помогает производить продукты, экономя ресурсы. Для выращивания культур используются цифровые технологии: системы позволяют поддерживать нужный климат, влажность и другие заданные параметры.

Одним из игроков московского рынка агротеха является компания UrbaniEco, разработавшая решение Urbanifarm (карточка на ICT Moscow). Автоматическая городская вертикальная ферма предназначена для круглогодичного выращивания зелени, салатов и ягод и обеспечивает 1400 кг продукции в месяц на площади 100 кв м. В состав фермы входят в частности: колонны для выращивания, LED светильники и система климат-контроля.

Подробнее о перспективах городского агротеха — в материале ICT.Moscow.


Перспективы городского сельского хозяйства в России и Москве

Эксперты отмечают, что в Москве растет популярность небольших локальных ферм, продукция которых идет в розницу и рестораны. Однако компания «РусЭко» обещает построить в столице большую вертикальную ферму.

В компании Panasonic, которая занимается в том числе проектами в области сельского хозяйства, связывают развитие городских вертикальных теплиц с ростом интереса к здоровому питанию. С одной стороны, потребитель интересуется, как можно вырастить в мегаполисе что-то здоровое. С другой стороны, технологии позволяют обеспечить город всем необходимым, вкусным и безопасным, не выезжая из мегаполиса.

Перспективы большие, аналитики прогнозируют ежегодный рост более 25%. Сегодня пока не очень значительная часть общества пытается понять, что они реально потребляют, как это сделано, и где выросло. Но в перспективе 5-10 лет происхождение, прозрачность производства всей c/x продукции станет сильным потребительским преимуществом.

Герман Гаврилов

руководитель отдела развития бизнеса и интегрированных решений Panasonic Россия

Если говорить о развитии городского фермерства в стране, то данное направление перспективно для Севера и Дальнего Востока, уверены в UrbaniEco (компания занимается строительством вертикальных ферм). В первую очередь это объясняется тем, что неблагоприятные климатические условия этих регионов не подходят для традиционного сельского хозяйства.

Что касается Москвы, мы наблюдаем строительство как небольших локальных ферм, ориентированных на розницу и HoReCa. Культуры, которые целесообразны с точки зрения прибыли, это в первую очередь те, где импорт составляет высокий процент — руккола, базилик, некоторые виды салатов, во вторую очередь — микрозелень, которая набирает популярность у потребителей.

Татьяна Дубовская

руководитель UrbaniEco


 

Вертикальное сельское хозяйство в Москве: организация и рабочие места

Для устройства вертикальной теплицы подойдет практически любое помещение, например, подвал или склад. Несмотря на то, что в настоящее время в отрасли задействованы сотрудники, в будущем большая часть процессов будет автоматизирована. 

Городские вертикальные теплицы — это не только возможность организации здорового питания для жителей мегаполиса, но и еще рабочие места до 5 человек на каждые 100 м используемой площади городской теплицы. В перспективе 3-5 лет в этой области может появиться несколько тысяч новых рабочих мест.

Герман Гаврилов

руководитель отдела развития бизнеса и интегрированных решений Panasonic Россия

В принципе, любое здание — это уже потенциальная теплица, которую останется оснастить гидропонным оборудованием, фитосветильниками и климатическими установками. Сити-фермы пока еще предполагают ручной труд, поэтому, конечно, каждая ферма создает рабочие места, в среднем два человека на 100 кв м, но, как отрасль в целом, стремится к максимальной роботизации и автоматизации.

Татьяна Дубовская

руководитель UrbaniEco

При этом пока локальные фермы в шаговой доступности от конечного потребителя — это хорошая возможность для самозанятости и создания микробизнеса, семейного бизнеса, уверены эксперты.


 

Рынок городского агротеха в России

Рынок новый и развивающийся. В городском агротехе представлены не только салатные фермы, но и выращивающие рыбу, водоросли, грибы и ягоды.

Из заметных игроков на рынке — питерская компания «Скажи вкусно!», специализирующаяся на микрозелени и присутствующая уже в нескольких российских городах. Также есть несколько интересных агростартапов, судьба которых определится в ближайшие пару лет, если кому-то удастся предложить альтернативу крупным агрохолдингам, которые тоже начинают смотреть в сторону вертикальных технологий, бизнес-модель.

Татьяна Дубовская

руководитель UrbaniEco


 

Что может помешать городскому агротеху

Несмотря на все перспективы данного направления, эксперты не исключают возникновения сложностей для развития отрасли из-за несовершенного законодательства. Другая проблема — это позиция арендодателей, которые нередко предпочитают бизнесы, не требующие дополнительных согласований. При этом универсального варианта развития отрасли нет, а в каждом городе сити-фермерство зависит от позиции конкретного муниципалитета.

Контролирующие органы скорее всего не дадут возможности быстро развиться данному направлению, но мы верим, что со временем городской агротех обретет цивилизованные правила и станет неотъемлемым атрибутом городов устойчивого развития.

Герман Гаврилов

руководитель отдела развития бизнеса и интегрированных решений Panasonic Россия

Для того, чтобы продавать выращенную в городских теплицах продукцию особых барьеров нет — достаточно пройти добровольную сертификацию и, если есть дополнительные требования от клиента, некоторые лабораторные исследования, например, на микробиологию. С другой стороны, я вижу некоторые риски с точки зрения того, что в городах практически нет земель сельхозназначения, а, значит, собственники помещений могут предпочесть других арендаторов, не требующих дополнительных согласований. Сейчас кризис и много пустых площадей, но в перспективе это может стать барьером для развития малого бизнеса в городском фермерстве, поскольку только крупные площадки смогут пройти специальные процедуры согласований и публичных слушаний. Поэтому перспектива развития сити-фермерства в каждом городе разная и может зависеть от позиции конкретного муниципалитета.

Татьяна Дубовская

руководитель UrbaniEco


 

Международный опыт

Эксперты отмечают, что Москве стоит ориентироваться на немецкий опыт — размещение вертикальных ферм в магазинах и ресторанах.

Можно посмотреть такие кейсы у GOOd BANK или InFarm — они хорошо вписываются в новые концепты рынков и набирающих популярность фудкортов, ориентирующихся на правильное питание.

Татьяна Дубовская

руководитель UrbaniEco


 

Интерес к агротеху на разных рынках

Вертикальные фермы могут быть востребованы не только в ритейле и ресторанном бизнесе, но и в девелопменте. Так, наличие зеленых зон в жилом комплексе повышает его привлекательность у потенциальных жильцов.

В ритейле должно улучшиться качество и ассортимент свежей зелени, наша страна значительно отстает по ее потреблению от Европы, что сказывается на общем здоровье населения, к сожалению. Индустрия HoReCa, если распространится мода на встроенные вертикальные сады и огороды, визуально преобразиться. Сейчас в Москве готовятся к запуску несколько концептов с фермами внутри ресторанов или салат-баром на фудкорте. И, конечно, девелопмент, скорее всего будет использовать «зеленую» тему для повышения привлекательности новых жилых комплексов. Уверена, что каждому горожанину хочется, чтобы рядом с ним была лавка с широким ассортиментом свежей зелени.

Татьяна Дубовская

руководитель UrbaniEco


 

Потребности ритейла и покупателей

Для покупателей до сих пор решающими факторами при выборе продукта остаются цена и внешний вид.

Как только информация о том, кто сделал, как, и с использованием каких компонентов станет доступной для потребителя, выращивание овощей в городе станет более популярным. На многих покупателей сегодня влияет фактор, кто конкретно продает им овощи на рынке. Если продавец нравится — мы покупаем. Завтра с использованием удобных мобильных технологий мы будем выбирать не только, кто нам продает, но и кто выращивает, каким образом и как это влияет на окружающую среду и здоровье.

Герман Гаврилов

руководитель отдела развития бизнеса и интегрированных решений Panasonic Россия

Потребители выбирают продукт, исходя из вкуса, запаха и внешнего вида. Как показывает практика, какого-то предубеждения к вертикальному фермерству нет, особенно после экскурсии и дегустации на такие площадки). Что касается ритейла, они ориентируются на цену, а также стабильность поставки и качества, здесь локальное производство выигрывает у импортных поставщиков.

Татьяна Дубовская

руководитель UrbaniEco


Оптимальные бизнес-модели

Наиболее перспективными фермами в настоящее время эксперты называют локальные, расположенные рядом с собственным магазином или кафе с салат-баром. В ритейле популярность набирают салатные миксы, спрос на них растет, и производитель может вполне успешно экспериментировать с ассортиментом и вкусами. Эксперты подчеркивают, что сити-фермерам стоит двигаться в сторону переработанного, готового продукта или уникального ассортимента, в области, где выше маржинальность и конкурентное преимущество.

 

 

 

Тематика:

#агротех

Компании:

#Panasonic#UrbaniEco

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.



Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0