Тема агентов в искусственном интеллекте, ИИ-агенты и агентный ИИ вот-вот займут центральное место в информационном пространстве. Анализ зарубежных (и западных, и азиатских) консалтинговых и технологических компаний показал, что это самый крупный технологический тренд 2025 года внутри ИИ.
И одновременно заметно, что под этими понятиями эксперты нередко подразумевают разные вещи, а также легко переходят от разговора об ИИ-агентах к более верхнеуровневой теме агентности, а также к вопросам мультиагентных систем в ИИ. ICT.Moscow попытался разобраться, как обстоят дела с ИИ-агентами в России и как их понимают отечественные специалисты. Собеседниками стали представители бигтеха и компаний цифровой экономики («Яндекс», MTS AI, Т-Банк, X5 Tech, «Авито»), научных центров (НИУ ВШЭ, Институт AIRI, «Сколтех», СПбГУ), консалтинга («Технологии Доверия») и городских структур (ДИТ Москвы).
Несколько упрощая, можно разделить полученные мнения на две группы: одни собеседники рассуждают о скором появлении ИИ-агентов как совершенно новых инструментов и рисуют будущие сценарии их применения. Другие же находят признаки агентов в уже существующих решениях.
Есть множество определений понятия «агент» в контексте ИИ, но ключевая особенность ИИ-агентов — их автономность, то есть возможность проделать какой-то набор действий или выполнить какие-либо задачи без постоянных указаний от человека. Так считает Артём Ерохин из Х5 Tech. По его словам, две другие отличительные черты — это обучаемость (возможность сохранять опыт предыдущего взаимодействия, либо типичные ошибки для последовательного улучшения качества работы агента) и способность взаимодействия с внешней средой.
ведущий инженер нейронных сетей Х5 Tech
ИИ-агенты — это логичное развитие концепции внедрения искусственного интеллекта как таковой. Так видят ситуацию в компании «Технологии Доверия» и прогнозируют, что «в перспективе пяти лет они будут интегрированы практически во все приложения, призванные так или иначе помогать и рекомендовать какие-то действия бизнесу и пользователям». Из этого эксперты делают вывод, что объем рынка для подобных систем равен совокупному объему рынка цифровых ассистентов и систем поддержки принятия решений.
Партнер технологической практики компании «Технологии Доверия»
Текущее развитие технологий пока не позволяет создавать полностью автономных агентов, согласен Олег Королев, руководитель разработки AI Lab в «Авито». Похожий взгляд и у Артура Самигуллина из Т-Банка:
руководитель LLM-платформы Центра искусственного интеллекта Т-Банка
В индустрии ИИ-агентов чаще всего понимают как системы на базе больших языковых моделей, способные действовать самостоятельно, принимать решения на основе широкого контекста, напоминает Олег Королев из AI Lab «Авито». Такой сервис должен уметь понимать и интерпретировать задачи, сформулированные пользователем в тексте, разбивать задачу на этапы, самостоятельно выбирать внешние сервисы для ее выполнения, искать ответы в интернете и внутренних источниках и принимать решения в зависимости от контекста, поясняет он.
Сначала ИИ-агенты смогут самостоятельно решать наиболее рутинные задачи, например мониторинг корпоративных систем, говорит Дмитрий Марков, исполнительный директор MTS AI. В будущем же ИИ сможет автономно управлять различными системами, анализировать их, оптимизировать и вносить какие-либо изменения.
исполнительный директор MTS AI
В «Яндексе» также приводят примеры будущего применения ИИ-агентов.
ML Brand Director в «Яндекс Поиске»
Чтобы полноценно использовать ИИ-агентов, бизнесу будет необходимо интегрировать их в корпоративные системы и подключить к используемому софту, чтобы они могли получать необходимую информацию, добавляет Петр Ермаков.
Ряд собеседников ICT.Moscow перечисляют уже существующие кейсы того, что они считают примерами агентного искусственного интеллекта или агентности в ИИ.
В банковской сфере агенты используются, например, для коммуникации с пользователями на линии поддержки, делится Андрей Кузнецов из Института AIRI. Он поясняет, что агент — это «автономная программа, выполняющая возложенную на нее инструкцию или задачу».
директор лаборатории FusionBrain Института AIRI
Агентные и мультиагентные системы — это действительно ключевой тренд в применении ИИ и создании приложений на его основе, убежден Артур Самигуллин из Т-Банка.
руководитель LLM-платформы Центра искусственного интеллекта Т-Банка
Петр Ермаков описывает, как в агентной системе «каждый агент, или, другими словами, нейросеть, работает самостоятельно и выполняет свои задачи».
ML Brand Director в «Яндекс Поиске»
Эксперт иллюстрирует этот принцип обработкой запроса к голосовому ассистенту в умном ТВ — «Выключи телевизор, когда закончится передача». Система последовательно выполняет несколько действий: определяет текущий канал, запрашивает время окончания передачи через API и настраивает функцию отключения телевизора на нужное время.
ИИ-агенты — это следующий этап эволюции автоматизации, рассуждает Елена Левочкина из ДИТ Москвы. Он приходит на смену классической роботизации процессов (RPA) и создает концепцию интеллектуальной автоматизации (Intelligent Automation). Ранее Том Таулли (Tom Taulli), американский ИТ-предприниматель и автор книги об ИИ-агентах, высказывал предположение, что агентный искусственный интеллект сможет заменить RPA в краткосрочной перспективе. При этом один из мировых лидеров в области RPA — компания UiPath — полагает, что будущее автоматизации лежит в комбинации четкости программных роботов и гибкости агентного подхода.
руководитель продукта «Роботизация» ДИТ Москвы
По ее словам, мультиагентные системы для решения сложных задач будут особенно актуальны в крупных мегаполисах. С ней соглашается Евгений Бурнаев из «Сколтеха»: «Можно упомянуть проекты в области управления беспилотным транспортом, где несколько агентов (машины, светофоры, дорожная инфраструктура) сотрудничают для повышения безопасности и эффективности движения». В связи с быстро развивающимися направлениями умных вещей и инфраструктурой умного города мультиагентные системы, «безусловно, могут стать технологией будущего, новым стандартом», считает Константин Амелин, директор Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ. Он объясняет агентный принцип в ИИ следующим образом:
директор Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ
Наконец, Артур Самигуллин из Т-Банка перечисляет несколько зарубежных продуктовых решений с ИИ-агентами: Perplexity, Glean, Cursor и Cognition. Он напоминает, что главным фреймворком для построения агентов в мире сегодня является LangChain.
Под «агентом» в контексте искусственного интеллекта обычно понимают программно-аппаратную сущность, которая обладает способностью автономно принимать решения и действовать в окружающей среде, напоминает Евгений Бурнаев из «Сколтеха» и предлагает небольшой экскурс в историю:
директор Центра искусственного интеллекта «Сколтеха»
Сейчас термин «агент» местами употребляется слишком широко: им называют и чат-ботов, и голосовых ассистентов, и сложные автономные системы, жалуется Евгений Бурнаев из «Сколтеха». Но в корне агентной концепции «по-прежнему лежат автономность принятия решений и способность к целенаправленному взаимодействию со средой».
директор Центра искусственного интеллекта «Сколтеха»
Отличие ИИ-агента от LLM — в фокусе на интерактивность ИИ-агента: он не только и не столько генерирует контент, сколько «умеет взаимодействовать с внешним миром или другими агентами, генерируя вызовы и команды в рамках спроектированных каналов получения и отправки данных», рассуждает Алексей Масютин из НИУ ВШЭ. Классические LLM в свою очередь обучены как реактивные системы, которые генерируют ответы на запросы.
При этом ИИ-агент, взаимодействующий с другими системами или агентами, не обязательно «воплощен» (Embodied) в железе, как робот или ровер. «Агент может взаимодействовать с миром и в виде виртуальных вызовов через сеть, например по API», — поясняет эксперт.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.