ICT.Moscow отобрал заметную ИКТ-аналитику, которую публиковали российские вузы, профильные порталы и агентства, ИТ-компании и другие участники рынка ИКТ 14-27 ноября.
Источник: НИУ ВШЭ
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) проанализировал тенденции развития сектора ИКТ в России по итогам II квартала 2022 года [1]. Это второй выпуск серии квартальных дайджестов, основанных на данных Росстата и собственных расчетах НИУ ВШЭ (с первым выпуском можно ознакомиться здесь).
Квартальный прирост сектора ИКТ составил 0,5%. Крупные и средние предприятия реализовали товары, выполнили работы и услуги на 1,2 трлн руб. Около 40%, 480 млрд руб., приходится на ИТ-отрасль (разработка ПО, консультативная деятельность в области компьютерных технологий, обработка данных и управление компьютерным оборудованием). Производство компьютеров и периферийного оборудования выросло по сравнению с I кварталом почти на 99%, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 130%.
Источник: «Яков и партнеры»
«Яков и партнеры» (ранее — McKinsey в России) оценила объем средств, которые потребуются на развитие микроэлектроники в России на ближайшие 17 лет [2]. Он составил 700-800 млрд руб. Аналитика основана на интервью с российскими и зарубежными экспертами, а также на материалах Ассоциации полупроводниковой промышленности (Semiconductor Industry Association) и открытых источниках.
Около 400-500 млрд руб. потребуется на:
В компании считают, что наладить местное производство оборудования получится к 2030 году.
До 2040 года потребуется еще 300 млрд руб. на развитие собственных компетенций в разработке и изготовлении как базовых, так и современных чипов.
По оценкам «Яков и партнеры», в ближайшие пять лет спрос на чипы в России может достигнуть 60 тыс. пластин в месяц, а в 2030-2035 годы — превысить отметку в 100-150 тыс. пластин ежемесячно.
Фрагмент рейтинга. Источник: CNews
ИТ-маркетплейс Market.CNews обновил рейтинг RPA-платформ [3]. Аналитики сравнили функциональные возможности оркестраторов, студий (сред для разработки сценариев) и роботов ключевых российских вендоров.
Лидером рейтинга стала RPA-платформа ROBIN RPA от компании Robin. Второе место — у RPA-платформы PIX RPA от PIX Robotics, за ней следует Sherpa RPA от компании из Астрахани «Шерпа Роботикс».
Сравнение поставщиков проводилось по методике, учитывающей более 30 критериев в четырех группах:
По каждому из критериев была выработана трехбалльная система оценки. Участники ранжировались по сумме баллов.
Источник: TAdviser
TAdviser оценил объем рынка HR-Tech в России и составил рейтинг интеграторов и вендоров HR-Tech-решений [4].
Большинство отечественных игроков рынка технологий для цифровизации процессов управления персоналом, чьими данными располагает TAdviser, по итогам 2021 года показали рост доходов. Общий объем российского рынка HR-Tech в прошлом году оценивается TAdviser на уровне 26,5 млрд руб.
Результаты 2022 года, по предварительным оценкам, также окажутся положительными. Рынок продолжит расти, однако его динамика может снизиться до 9%, объем составит 28,9 млрд руб.
В рейтинг поставщиков HR-Tech-решений TAdviser по выручке за 2021 год вошли 30 компаний. Лидером стал разработчик решений для цифровой трансформации HR-процессов Mirapolis, вторую строчку занял вендор Websoft, третью — интегратор Evola, ранее специализирующийся преимущественно на решениях SAP. Суммарная выручка представленных в рейтинге компаний от реализации HR-Tech-проектов превысила 5,6 млрд руб.
Источник: Агентство инноваций Москвы
Столичное Агентство инноваций представило обзор рынка корпоративных мессенджеров в России [5]. Он основан на анализе российских и зарубежных кейсов, данных из открытых источников, в том числе отчетов консалтинговых и исследовательских организаций, баз Crunchbase и Dealroom, СПАРК. Также авторы провели десять интервью с российскими компаниями, которые пользуются корпоративными мессенджерами. Данные собирались в августе 2022 года.
Более 20 российских компаний разрабатывают корпоративные мессенджеры. Большая часть — это стартапы и ИТ-компании, у многих якорным продуктом является CRM-система (система управления взаимоотношениями с клиентами) и инструменты внешних коммуникаций. 70% мессенджеров создано в 2016-2020 годы.
Большинство российских решений — это мессенджеры «первого поколения». В них хорошо развиты базовые функции — переписка и звонки. Они отличаются высоким уровнем защиты и открытостью для интеграции сторонних сервисов, однако набор уже настроенных интеграций пока небольшой. Основная модель монетизации российских мессенджеров — подписка, то есть регулярная абонентская плата за продукт в расчете на количество пользователей (за месяц или год).
Источник: Positive Technologies. *ДМЗ — демилитаризованная зона — буферное пространство между интернетом и внутренней сетью
Эксперты Positive Technologies проанализировали 53 проекта внутреннего, внешнего и комплексного тестирований на проникновение [6].
Тестирование на проникновение, или пентест, — моделирование реальных атак злоумышленников.
Пентесты были проведены в 30 организациях во II полугодии 2021 года и I полугодии 2022 года. 63% исследуемых организаций — представители финансовой отрасли, промышленные предприятия и государственные учреждения.
Авторы выяснили, что 96% протестированных организаций не защищены от проникновения внешних злоумышленников. При этом во всех исследованных организациях внутренние злоумышленники способны установить полный контроль над ИТ-инфраструктурой.
Экспертам Positive Technologies в ходе пентестов удалось подтвердить возможность реализации 89% недопустимых событий, обозначенных организациями. Большая часть из них связаны с потенциальным ущербом для репутации (61% событий), регуляторными санкциями (57%) и финансовыми потерями (39%).
Источник: «РТК-Солар»
Компания «РТК-Солар» провела опрос среди более чем 150 организаций об их подходах к киберзащите [7]. Респонденты представляли государственную власть, крупный и средний бизнес, включая ИТ, промышленность, транспорт, ритейл, здравоохранение. Первый этап опроса прошел в I квартале, второй — в IV квартале 2022 года.
К концу 2022 года почти половина (42%) российских организаций пришли к выводу, что им необходимо перестроить свою систему киберзащиты. Основные причины, которые заставили пересмотреть подход к информационной безопасности: рост киберугроз, новые регуляторные требования, уход зарубежных вендоров из России и потребность в импортозамещении.
84% респондентов планируют переход на отечественные средства защиты. Аналогичные данные приведены в аналитике «РТК-Солар», посвященной переходу на отечественные средства киберзащиты, которая была опубликована в мае 2022 года.
АНО «Цифровая экономика» представила журнал с практиками, посвященный внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в российскую обрабатывающую промышленность [8]. Аналитика подготовлена совместно с Минпромторгом России, Минэкономразвития России и другими партнерами. В материал включены практики, доказавшие положительный эффект и доступные для дальнейшего тиражирования.
Авторы выделили тенденции развития обрабатывающей промышленности в мире, в рамках которых уже используются или могут быть использованы технологии ИИ. К таким тенденциям относятся использование цифровых двойников, массовое внедрение интеллектуальных датчиков в оборудование и производственные линии, применение компьютерного зрения для контроля качества на производстве и обеспечения промышленной безопасности.
Консолидированная выручка группы МТС за III квартал 2022 года выросла на 0,8% год к году и достигла 137,7 млрд руб. Это обусловлено положительным вкладом таких направлений, как телеком, FinTech и медиа. Выручка за девять месяцев 2022 года выросла на 3% до 397,4 млрд руб.
Чистая прибыль МТС по итогам III квартала составила 12,3 млрд руб. За девять месяцев 2022 года этот показатель превысил 27 млрд руб.
Выручка компании за январь-сентябрь 2022 года превысила 46,4 млрд руб. За аналогичный период 2021 года выручка «ЭР-Телеком» составила более 48 млрд руб. Общий совокупный расход компании за период превысил 176 млн руб. против дохода 6,1 млрд руб. по итогам трех кварталов 2021 года.
Чистая прибыль «Тинькофф» в III квартале 2022 года составила 5,9 млрд руб., по итогам девяти месяцев — 10,1 млрд руб.
Количество клиентов экосистемы «Тинькофф» в III квартале 2022 года превысило 26 млн человек, число активных пользователей приложений в месяц составило 20,6 млн.
Оборот компании увеличился на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 188,1 млрд руб. За девять месяцев 2022 года этот показатель достиг 536,2 млрд руб. (рост 98% год к году).
Чистый убыток за отчетный период составил 20,7 млрд руб., он учитывает единовременное увеличение операционных расходов на 10,8 млрд руб. в связи с пожаром на складе в Московской области в августе этого года.
→ Изучить больше аналитических материалов можно в тематическом разделе ICT.Moscow.
→ Чтобы прислать исследование или поделиться аналитикой, заполните форму в разделе.
Аналитика, упоминаемая в этом выпуске:
[1] НИУ ВШЭ «Российский сектор ИКТ во II квартале 2022 года»
[2] «Яков и партнеры» «Микроэлектроника России. От дефицита к технологической независимости»
[3] Market.CNews «Рейтинг RPA-платформ в 2022 году»
[4] TAdviser «Крупнейшие поставщики решений в сфере HR-Tech в России в 2021 году»
[5] Агентство инноваций города Москвы «Рынок корпоративных мессенджеров в России: спрос и предложение»
[6] Positive Technologies «Итоги пентестов во II полугодии 2021 года и I полугодии 2022 года»
[7] «РТК-Солар» «Динамика изменения подхода к киберзащите в 2022 году»
[8] АНО «Цифровая экономика» «Эффективные отечественные практики на базе технологий искусственного интеллекта в обрабатывающей промышленности»
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.