ICT.Moscow продолжает отбирать заметную ИКТ-аналитику, которую публикует российский консалтинг, а также бизнес, вузы и другие участники рынка. В этой подборке собраны материалы, которые позволят проследить динамику в сфере информационной безопасности и телекома, оценить, как проходит цифровизация бизнеса, увидеть ИТ-тренды в процессе корпоративной геймификации. Также в подборке представлена статистика и свежая отчетность ИТ-компаний.
Структура подчинения службы информационной безопасности. Источник: «Инфосистемы Джет»
Компания «Инфосистемы Джет» проанализировала особенности организации служб информационной безопасности (ИБ) в различных отраслях [1]. В выборку вошли 100 компаний среднего и крупного бизнеса из более чем десяти сфер деятельности, их география включает Россию, Азербайджан и Узбекистан.
41% проанализированных организаций имеет собственную службу информационной безопасности, подчиненную высшему менеджменту. В 23% случаев служба ИБ подчиняется ИТ-блоку, в 25% — службе безопасности. 8% компаний не имеют отдельно выделенного ИБ-подразделения. Больше всего ИБ-специалистов — в компаниях финансового сектора.
Источник: «СёрчИнформ» и HeadHunter
Компания «СёрчИнформ» и портал HeadHunter в сентябре-ноябре 2022 года провели опрос о найме специалистов по информационной безопасности в российских компаниях [2]. Опрос охватывал более чем 900 респондентов в разных регионах России.
54% участников сообщили о дефиците кадров на рынке ИБ. Из них 17% отметили, что нехватка усилилась по сравнению с 2020-2021 годами. Среди представителей субъектов критической инфраструктуры 48% говорят о недостатке ИБ-специалистов.
Авторы отмечают, что на ситуацию влияет растущий спрос на специалистов в 2022 году в связи с усилением киберрисков и подписанием указа президента России, касающегося организации выделенной ИБ-службы.
По данным HeadHunter, дефицит кадров в секторе ИБ усугубляется: на одну открытую вакансию по-прежнему приходится менее одного резюме.
Positive Technologies представила свои данные об атаках на финансовые организации по итогам первых трех кварталов 2022 года — их число снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [3]. Такое снижение можно объяснить тем, что для вывода денег из банка злоумышленник должен иметь очень высокую квалификацию, отмечают аналитики компании.
Чаще всего злоумышленники используют методы социальной инженерии — приемы для доступа к информации, основанные на особенностях психологии людей (47%). К эксплуатации уязвимостей (использованию слабых мест в ПО — прим.ред.) злоумышленники прибегают реже, чем при атаках на другие отрасли. В каждой второй атаке используется вредоносное ПО: в основном это загрузчики (59% атак с использованием вредоносного ПО), шпионское ПО (18%), шифровальщики (18%) и банковские трояны (12%). В 56% случаев вредоносное ПО распространяется через электронную почту.
При этом общее число продаж доступов к корпоративным сетям банков в дарквебе (скрытом из общего доступа сегменте интернета. — прим.ред.) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года возросло в два раза.
Компания «РТК-Солар» проанализировала уровень защищенности ПО в российских организациях [4]. Результаты опроса, проведенного в июне-августе 2022 года среди более чем 80 респондентов, показали, что 32% компаний не проверяют разрабатываемые или используемые приложения на защищенность. При этом 31% организаций сталкиваются с финансовым ущербом из-за инцидентов, связанных с уязвимостями, столько же — с репутационным ущербом.
32% компаний регулярно проверяют безопасность ПО, 22% проводят проверку «от случая к случаю». Раз в полгода анализируют защищенность приложений 14% респондентов.
Среди тех, кто проводит проверку безопасности, практически половина (46%) устраняет все уязвимости, 31% — уязвимости высокой и средней критичности.
Фрагмент рейтинга. Источник: CNews
CNews обновил рейтинг российских компаний в сфере защиты информации по выручке за год [5]. По итогам 2021 года первую позицию, как и в 2020 году, занимает компания «Лаборатория Касперского» (выручка 55,8 млрд руб., рост на 10% относительно 2020 года). На второе место поднялся системный интегратор Softline (выручка 22,3 млрд руб., рост на 10%). Группа компаний «Цитадель» (объединяет активы «ИКС Холдинг» в области СОРМ — технических средств для оперативно-розыскных мероприятий) опустилась на третью позицию (выручка составила 18,97 млрд, уменьшение на 7%).
По итогам 2021 года выручка топ-30 провайдеров информационной безопасности составила 206,9 млрд руб. Это на 6% больше, чем за предыдущий отчетный период.
Отслеживать аналитику по теме ИБ можно в новом разделе ICT.Moscow.
Источник: TelecomDaily
Агентство TelecomDaily опубликовало пятое ежегодное исследование-опрос о факторах, влияющих на развитие телеком-бизнеса в РФ [6]. Опрос был проведен в последнюю неделю октября среди представителей 65 операторских компаний (услуги ШПД, телефонии, ЦОД, ТВ и видеонаблюдения), за исключением тех, кто специализируется на беспроводной связи.
66% операторских компаний констатировали увеличение годового объема услуг по итогам 2022 года. Рост объемов в пределах 10% зафиксировали 54% респондентов. О значительном росте объемов оказываемых услуг (от 11% и более) сообщили 12% компаний.
Операторы отметили, что больше всего их бизнесу угрожает рост инфляции (51%), падение платежеспособного спроса (40%) и экономические санкции (40%).
Представители российских телекоммуникационных сетей полагают, что тарифы их компаний в следующем году вырастут. 66% опрошенных считают, больше всего вырастет стоимость мобильной связи (в рамках FMC — решений, объединяющих фиксированную и мобильную связь; продуктов, ориентированных на интернет вещей (IoT); видеонаблюдения и т.д.). О вероятном подорожании услуг фиксированного доступа в интернет сообщили 57% опрошенных.
Источник: «Открытие» и НАФИ
Банк «Открытие» в седьмой раз составил Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса [7]. Оператором исследования уровня цифровизации стал Аналитический центр НАФИ. Показатели базируются на опросе представителей малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей) в октябре 2022 года. Опрошено 580 руководящих сотрудников предприятий в восьми федеральных округах России.
Индекс основывается на ряде частных индексов, которые отражают следующие показатели: уровень использования организациями цифровых каналов передачи данных; степень интеграции цифровых технологий; использование интернет-инструментов для продвижения и развития компании; внедрение культуры защиты цифровой информации; оценку человеческого капитала. Детали методологии можно посмотреть здесь.
Индекс цифровизации бизнеса за последний год вырос до 52 процентных пунктов по шкале от нуля до 100 баллов. В ноябре 2021 года он составлял 51 процентный пункт.
Среди субъектов малого и среднего бизнеса в России 16% компаний имеют высокий уровень цифровизации, 72% — средний, 12% — низкий. По сравнению с осенью 2021 года наблюдается рост интереса к использованию антивирусных программ для юридических лиц (40%), специализированных программ для защиты бизнеса (22%).
Фрагмент рейтинга. Источник: CNews
ИТ-маркетплейс Market.CNews составил первый рейтинг платформ для бизнес-аналитики (BI) [8]. Авторы провели сравнение функциональных возможностей, кроссплатформенности и цен на решения, представленные на российском рынке.
Лидером рейтинга стала BI-платформа Polymatica от компании «Полиматика». Второе место — у компании Luxms и решения Luxms BI, за ним следует платформа Visary BI от компании «БизнесАвтоматика».
Компания Dsight проанализировала объем инвестиций на российском венчурном рынке в октябре 2022 года [9]. Были зафиксированы четыре сделки, две из них заключены в раунде В (стадия масштабирования компании. — прим.).
Инвестиции привлекли, в том числе, MedTech-компания BestDoctor (развивает сервис корпоративного медицинского обслуживания; привлекла $16,4 млн) и HR-Tech стартап Goodt (создал платформу для управления эффективностью сотрудников; сумма сделки не раскрывается).
Американская компания CB Insights представила отчеты о глобальной инвестиционной активности в сферах искусственного интеллекта (ИИ) и блокчейна в III квартале 2022 года. Объем финансирования ИИ снизился на 31% по сравнению с предыдущим кварталом и составил $8,3 млрд. Венчурные инвестиции в блокчейн оцениваются в $4,6 млрд (квартальное снижение на 35%).
Источник: Dsight и КРОК
Аналитическая компания Dsight и ИТ-компания КРОК представили обзор рынка ИТ-сервисов корпоративной геймификации в России [10]. Авторы проанализировали мировые и российские практики внедрения решений в этой области, а также провели опрос среди 25 HR-менеджеров в российских компаниях в сфере ИТ, образования и науки, финансового сектора, ритейла и других. Интервью были проведены летом 2022 года.
Корпоративная геймификация — это добавление игровых механик в различные процессы, связанные с работой с персоналом: найм, обучение, вовлечение, удержание и другие.
Среди выделенных трендов в сфере корпоративной геймификации — интеграция геймифицированных решений с технологиями виртуальной и дополненной реальности (VR и AR), искусственного интеллекта, блокчейна, запрос на решения для мобильных устройств.
В российских корпорациях геймификация наиболее часто используется для внедрения корпоративных ценностей и обучения. Среди направлений, для которых планируется использовать геймификацию, лидирует внедрение корпоративных ценностей и формирование кадрового резерва.
За октябрь 2022 года чистая прибыль составила 122,8 млрд руб., а с начала года превысила 50 млрд руб.
Отношение DAU/MAU (количество уникальных пользователей за сутки и за месяц) в «Сбербанк Онлайн» составляет 50%, несмотря на недоступность сервиса в ряде магазинов приложений.
Число пользователей подписки «СберПрайм» увеличилось на 800 тыс. с начала года и достигло 5,1 млн. Подписка «СберПрайм+» стала основным драйвером роста — число пользователей с начала года увеличилось более чем в 3 раза.
Выручка VK в III квартале достигла 24 млрд руб. Рост год к году составил 21%, он обусловлен увеличением продаж онлайн-рекламы на 29% в годовом исчислении. Чистая прибыль VK составила более 41 млрд руб. Годом ранее компания фиксировала 2,3 млрд руб. чистого убытка.
Скорректированная выручка VK (с учетом выручки My.Games) выросла на 9% год к году, до 32 млрд руб.
Месячная аудитория крупнейшего актива VK — «ВКонтакте» — в России в III квартале выросла на 6,9% год к году и составила 76,9 млн пользователей. Средняя дневная аудитория в России увеличилась на 7,1% — до 49,4 млн.
Общая выручка Яндекса по итогам июля-сентября 2022 года превысила 133 млрд руб. — рост на 46% год к году. Чистая прибыль группы — 45 млрд руб. Скорректированная чистая прибыль составила 5 млрд руб.
Количество активных пользователей в месяц (MAU) сервиса «Яндекс Go» насчитывает 36,5 млн. «Яндекс.Плюс» подключен у 15,8 млн пользователей. Число смотрящих подписчиков «Кинопоиска» составило 6,6 млн.
Telegram-канал New Media со ссылкой на данные SimilarWeb (компания анализирует трафик веб-ресурсов) говорит о снижении посещаемости сервиса: в октябре количество посещений снизилось на 1,4% по сравнению с сентябрем и составило 57,2 млн.
В III квартале 2022 года общая выручка билайна снизилась на 6,1% по сравнению с прошлым годом. Это связано со снижением выручки от продаж оборудования на 58,5%.
Сервисная выручка выросла на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом мобильная сервисная выручка выросла на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Общая база мобильных абонентов билайн Россия на конец квартала составила 46 млн (снижение на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Выручка компании Positive Technologies в III квартале достигла 3,5 млрд руб. Это эквивалентно суммарным показателям за первое полугодие 2022 года. Таким образом, по итогам девяти месяцев выручка составила 7 млрд руб.
Квартальная чистая прибыль достигла 1,7 млрд руб. По итогам девяти месяцев 2022 года Positive Technologies заработала 2,1 млрд руб. чистой прибыли — это превышает сумму за весь 2021 год.
Группа «М.Видео-Эльдорадо» зафиксировала рост спроса на колонки с виртуальными ассистентами в России почти на 80% по итогам девяти месяцев 2022 года. Объем проданных устройств на рынке достиг порядка 1,35 млн штук — это максимум за последние 12 месяцев. В «М.Видео-Эльдорадо» спрос на категорию в январе-сентябре этого года вырос в четыре раза.
→ Изучить больше аналитических материалов можно в тематическом разделе ICT.Moscow.
→ Чтобы прислать исследование или поделиться аналитикой, заполните форму в разделе.
Аналитика, упоминаемая в этом выпуске:
[1] Инфосистемы Джет «Особенности организации службы информационной безопасности в разных сферах бизнеса»
[2] «СёрчИнформ», HeadHunter «В трети российских компаний появились отдел и директор по ИБ в 2022 году»
[3] Positive Technologies «Защищенность финансовой отрасли — промежуточные итоги 2022 года»
[4] «РТК-Солар» «Почти каждая третья российская компания не проверяет ПО на защищенность»
[5] CNews «Крупнейшие компании России в сфере защиты информации в 2021 году»
[6] TelecomDaily «Оценка факторов, влияющих на развитие телеком-бизнеса в РФ в 2022 году»
[7] Банк «Открытие», Аналитический центр НАФИ «Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса в 2022 году»
[8] CNews «Рейтинг BI-платформ в 2022 году»
[9] Dsight «Венчурный рынок РФ, октябрь 2022»
[10] Dsight, КРОК «Исследование российского рынка корпоративной геймификации 2022»
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.