ГлавнаяЛента

Колонки

Значение акселерации для зарубежной экспансии стартапов

18 декабря 2019, 14:00|
1809

В конце ноября SAP и подведомственный Минкомсвязи России Координационный центр Межправительственной комиссии по сотрудничеству в области вычислительной техники (КЦ) запустили совместный акселератор. Его цель — помочь российским разработчикам программного обеспечения выйти на зарубежные рынки. 

Артем Крицын, директор КЦ, поделился в колонке на ICT.Moscow своей оценкой преимуществ российских стартапов и значения их адекватной поддержки, а также отмечает некоторые особенности нового акселератора. 


Российский успех на зарубежных рынках

Известно, что ИТ-рынок является одним из самых быстро растущих сегментов, причем именно он является фундаментом цифровой экономики. Однако особенность цифровых продуктов (от мобильных приложений до сложных digital-решений) заключается в их интернациональности. Практически все интернет и ИТ-продукты, ориентированные на В2С-рынок, обладают слабой локальной привязкой. Условно, созданная когда-то в США социальная сеть Facebook активно используется в Европе, созданный когда-то в Израиле мессенджер ICQ сейчас активно используется, например, в Бразилии, Мексике и России, а китайское приложение TikTok завоевывает весь мир.  

При этом существуют определенные ниши ИТ-продуктов, где представители той или иной страны представлены в большей степени. Например, российские разработчики отлично преуспели в категории entertainment и нише игровых продуктов. Уверен, все из нас слышали об игре Cut the Rope, которую за первые десять дней релиза скачали 1 млн раз, приложение Prisma или, например, фильтр FaceApp для «состаривания» людей на фото. Эти и другие достаточно популярные сервисы востребованы зарубежными пользователями и все они созданы российскими стартапами. 

Сложности на пути стартапа

Драйверами динамичных цифровых В2С-продуктов, во многом, являются именно стартапы, что, думаю, очевидно, ведь они более гибкие, готовые идти на риск, быстро адаптирующиеся. Но самое принципиальное заключается в том, что в последние годы стартап-среда сильно трансформировалась. 

Органический рост на ИТ-рынке закончился и теперь стартапом стало сложнее продвигать свои продукты. Теперь для экспансии на международном уровне необходима поддержка более опытных площадок. Сегодня ее оказывает достаточно широкий круг организаций, в том числе Сколково, РВК, крупные бизнесы, создающие акселераторы, а также наш Координационные центр, накапливавший экспертизу международного сотрудничества многие десятки лет. 

Какую акселерацию выбрать стартапу

Пожалуй, именно акселерационный подход — самый логичный, так как он позволяет объединить энергию и энтузиазм молодого стартапа с реалиями рынка и экспертизой более зрелых организаций. Причем наиболее консистентные акселераторы, на наш взгляд, — это те, которые создаются двумя площадками, одна из которых — академический эксперт, вторая —практик. Наш Координационный центр пошел именно таким путем: совсем недавно мы создали акселератор совместно с SAP и в ближайшее время готовимся к запуску еще одного акселератора с американским ИТ-гигантом. 

Именно такие коллаборации являются самыми эффективными для стартапов, причем не только в контексте вывода своего продукта за границу, но и в целом для его развития, ведь на рынке интернет-сервисов границ нет и ориентироваться надо на международный уровень. Безусловно, возможны исключения, если сервис создается на рынке О2О, либо если по своей сути он имеет географическую привязку или какую-то страновую специфику. 

Никаких ограничений на принимающие участие в акселераторе стартапы это не накладывает, точно так же, как и вся интеллектуальная собственность по умолчанию остается на стороне стартапа.

Особенности акселерации с иностранцами

Партнерство с зарубежными игроками, а не российскими компаниями, мы видим наиболее полезным для самого стартапа. Во-первых, это открывает доступ к зарубежной экспертизе, во-вторых, позволяет стартапу плавно адаптироваться к зарубежной среде, получить оценку не только от российской организации, но и от международной. 

Не секрет, что в некоторых ИТ-отраслях, связанных, например, с кибербезопасностью и производством софта, есть определенные стереотипы к российским стартапам и «разбивать» эти стереотипы нужно постепенно, в том числе, плавно погружаясь в инновационную экосистему. Хотя, мы однозначно наблюдаем, что на Западе отношение к российскому ИТ-рынку становится более теплое и российская экспертиза становится востребованной.


 

Об акселераторы и инкубаторах в московских вузах читайте на ICT.Moscow

 


 

Хотите поделиться экспертизой с читателями ICT.Moscow? Напишите нам на hello@ict.moscow

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.



Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0