Использование цифровых экосистем бизнесом встречается все чаще на рынке. Игроки активно выбирают платформы с соответствующей информационно-технологической инфраструктурой. Такие решения обеспечивают автоматизацию процессов, увеличивают конкуренцию и позволяют соединять разные продукты в рамках одного проекта. Команда ICT.Moscow провела исследование цифровых экосистем города и попросила экспертов отрасли рассказать о плюсах использования таких платформ и трендах развития.
Среди основных аспектов чаще всего выделяли возможность расширения функционала компании, упрощение рабочих процессов и повышение качества обслуживания клиентов.
Экосистема сокращает дистанцию между потребителем товара или услуги и между производителем и продавцом — сокращая время поставки, ожидания, а также время на поиск подходящего варианта, делая рынок более совершенным в этом плане. С одной стороны, экосистемы способствуют конкуренции, потому что еще 5-7 лет назад чтобы открыть свой таксопарк, нужны были серьезные капиталовложения, а сегодня ты виртуально подключил одну машину к таксопарку и уже можешь зарабатывать. C другой стороны, возникает монополия самой платформы, и это пока очень опасный момент. Уверен, что государство в ближайшее время начнет регулировать действие всех этих платформ, потому что многие из них не несут никакой ответственности за свои услуги, и это большая проблема.
Карточка YouDrive Pool
Карточка Делимобиль Pool
Мало собрать на одной площадке какие-то ценовые предложения, в идеале нужна ее дополнительная ценность. Например, через Mos.ru жителям Москвы можно оплачивать штрафы. Площадка через API вытаскивает нужные данные из ГИБДД и организует оплату. И таких систем в городском хозяйстве десятки: ЖКХ, транспорт, социалка и прочее. Идеальная история возникает тогда, когда удается совместить: единый удобный интерфейс, актуальные потребности и клиентскую базу. Для портала плюс в том, что он может дополнительно зарабатывать или повышать лояльность пользователей (смотря какие задачи стоят), а для разработчиков систем — облегчать доступ к аудитории.
Карточка mos.ru
Суть цифровой экосистемы — это взаимосвязь между ее элементами, взаимовыгодная для всех участников на основе обмена данными. Именно поэтому отдельные ИТ-продукты эволюционируют в экосистемы, становясь «активом ценности» – основой для дальнейшего собственного роста и развития других продуктов внутри экосистемы.
[Основные тенденции развития — это] слияние разных экосистем, рост уровня автоматизации (от ввода значений к компьютерному зрению и т.п.), упрощение каналов коммуникации (от звонка оператору до нажатия кнопки в приложении), подключение новых видов человеческой деятельности (от такси – к каршерингу, к беспилотным авто, от поиска подержанных товаров – к доставке, эскроу, микрокредитам).
Как ни странно, тренд на перераспределение прибыли из реального сектора в цифровой, в пользу экосистемы. Самый простой пример — Booking. Если 15 лет назад отельный бизнес был очень высокомаржинальным, сегодня владельцы отелей отдают 28% прибыли в Booking, и сейчас это одна из самых дорогих цифровых компаний. Еще один тренд — это расширение экосистемы по горизонтали, то есть если раньше Uber или Яндекс.Такси начинали как перевозчики из точки А в точку Б, то сейчас экосистема насыщается и начинает расширять функционал, тот же Gett использует своих водителей как курьеров (решая задачу перевозки легких посылок).
Карточка Tutu.ru
Карточка Яндекс.Путешествия
Карточка OZON.travel
В качестве основной тенденции развития цифровых экосистем можно выделить цифровую трансформацию предприятий.
Результаты исследования цифровых экосистем были представлены на конференции Russian Tech Week. В рамках дискуссии спикеры отметили, что город и бизнес заинтересованы в сотрудничестве. Однако партнерство должно быть выгодным для всех участников процесса. При этом эксперты отмечают, что бизнес нуждается в господдержке.
Поддержка нужна в области интеграции с государственными и муниципальными службами — бесплатная парковка для каршеринга, оплата коммунальных платежей через финтех-порталы и мобильных операторов, источники открытых данных, таких как Росреестр, Росстат и т.п.
Одним из важных аспектов, влияющих на динамику возникновения новых экосистем, можно считать некоторую неуверенность малого и среднего бизнеса в долгосрочных перспективах на нашем рынке. Это связано и с отсутствием достаточной поддержки со стороны государства, и с отсутствием достаточных налоговых послаблений для стартапов, и с недостаточно проработанной юридической базой, обеспечивающей ощущение надежности тех, кто только начинает движение в этом направлении. Сегодня «роскошь» создания своих цифровых экосистем могут позволить себе только достаточно крупные компании, типа Яндекса, Mail.Ru, Сбербанка, Фонда «Сколково» и т.д., а также международные производители, такие как IBM, Microsoft или Apple.
Сгруппированные по категориям московские цифровые экосистемы вы можете изучить на интерактивной карте.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.