Широкое распространение в последние годы получили так называемые О2О-сервисы (online-to-offline), позволяющие сделать заказ онлайн в приложении или на сайте и получить товар или услугу офлайн. К О2О-сервисам относят доставку еды и продуктов, онлайн-магазины, а также такси, каршеринг и др.
Те из них, которые предлагают клиентам не услуги, а продукты, чаще используют курьеров. Однако уже и на российском рынке известны случаи, когда работники устраивали забастовку из-за недовольства условиями труда, что приводило к срыву сроков доставки товаров.
Существуют и альтернативные способы — через постаматы, самовывоз из партнерских точек, доставка «до двери», через службу такси, а также в перспективе — с помощью дронов и роботов.
Подробнее о том, как развивается сегмент доставки продуктов и товаров у О2О-сервисов, и как должны быть оформлены отношения курьеров и компаний, — в обзорном материале ICT.Moscow.
Рынок Москвы в сегменте доставки О2О-сервисов находится на этапе формирования и становления. Эксперты отмечают, что агрессивная и повсеместная реклама еще не показатель переполненного рынка, также, как и количество компаний, так как львиная доля подобных сервисов – это стартапы. Но и у них, и у уже состоявшихся участников рынка, точки для роста присутствуют: клиентский спрос, инвестиционная привлекательность направления, а также высокий интерес к заработку среди курьеров.
Основная тенденция, которая прослеживается, — формирование цивилизованного рынка: проработка законодательной базы, улучшение качества сервиса, забота об условии труда и переход к персонализации в работе с клиентом.
Этой же точки зрения придерживаются в Яндексе, отмечая, что последняя миля до клиента во многом остается бутылочным горлышком, что связано с гигантскими темпами роста доставки, за которым не успевает логистическая инфраструктура. Сейчас доставка еды из кафе и ресторанов достигает порядка 10% общепита, подсчитали в компании.
По нашим оценкам, сегмент продолжит расти в двузначных цифрах в ближайшие пять лет, уже к 2022 году 55-60% всего объема рынка общепита будут приходиться на доставку и другие форматы обслуживания вне зала.
В компании отмечают, что огромным потенциалом роста обладает рынок e-grocery (экспресс-доставка продуктов и товаров первой необходимости).
Сервисы типа Яндекс.Лавки ориентированы на очень высокую частоту заказа, уже сейчас пользователи заказывают продукты в среднем в три раза чаще, чем еду из ресторанов. Этот формат конкурирует с магазином у дома».
Один из важнейших аспектов формирования рынка — отношения курьеров и цифровых сервисов. С одной стороны, компаниям важно получать надежный инструмент доставки своих товаров, а с другой, исполнители должны иметь комфортные условия труда. По этой причине практически все участники рынка сходятся во мнении, что наилучший вариант — оформление курьеров как самозанятых.
Экономическая целесообразность в конечном итоге сводится к расходам, которым сервис несет из-за уплаты налогов за найм сотрудника в штат в «белую», а защита процессов сводится к тому, что по-прежнему люди оплачивают заказы наличными. На мой взгляд, обе стороны устроит вариант оформления как самозанятые.
Умение вести собственное дело косвенно говорит о повышенной юридической образованности потенциального исполнителя и предполагает высокий уровень личной ответственности, что особенно важно в сфере неквалифицированной трудовой деятельности, к которой, по сути, относится курьерская доставка, говорит основатель сервиса Justfood Сергей Королев.
По опыту могу сказать, что рабочей и оправданной схемой является заключение договора между компанией-заказчиком и исполнителем в статусе ИП или «самозанятый». Такая система имеет преимущества в виде умеренной налоговой нагрузки на исполнителя, при этом все расчеты прозрачны, а права и обязанности четко зафиксированы.
Например, ни у Яндекс.Еды, ни у Яндекс.Лавки (оба сервиса работают на одной инфраструктуре) нет собственных курьеров в штате. Компания сотрудничает с курьерскими службами и с самозанятыми в тех регионах, где уже действует этот налоговый режим.
Яндекс.Еда интегрирована с приложением ФНС «Мой налог». Действующая модель обеспечивает максимальную гибкость и позволяет нам быстро масштабировать сервис в новых городах присутствия, а также выводить больше курьеров на улицы в случае повышенного спроса, так как в Яндекс.Еде действует динамическая модель ценообразования на доставку.
Но есть и иная позиция по вопросу трудоустройства курьеров. Сервис доставки продуктов iGooods предпочитает набирать исполнителей в штат и обучать их.
Мы предпочитаем набрать и обучить штат сотрудников, который сможет покрыть все районы доставки. Для нас важно постоянное сотрудничество с теми людьми, которых мы обучили, а не договор, по которому они оформлены. В этих людях мы можем быть уверены — каждый заказ будет доставлен, в случае форс-мажора нам сразу дадут обратную связь.
Но ни один из этих форматов не исключает создания более благоприятных условий работы. Напомним, в октябре курьеры Ozon в Санкт-Петербурге объявили забастовку и отказались развозить заказы из-за недовольства своей заработной платой. Работники согласились вернуться к своим обязанностям только после создания профсоюза и урегулирования конфликта с руководством компании.
Одной из мер, направленных на создание более комфортных условий труда, стало введение Яндексом страхования доставщиков на все время работы. В Яндексе отмечают, что это собственная инициатива компании, и надеются, что подобна практика распространится на весь рынок.
Сами участники рынка говорят о том, что решение Яндекса не было спонтанным или внедренным только ради демонстрации привлекательности. Как отмечает Иван Голяков из ORGANIAFOOD, определенную угрозу здоровью курьера несет их постоянное передвижение в городских условиях, а также случаи агрессии со стороны клиентов из-за задержки доставки заказа.
С другой стороны, сложно сказать, обладает ли подобная инициатива большой ценностью для курьеров, парирует Александр Мутовин из сервиса «Много лосося».
Мне кажется они [курьеры] бы предпочли получить это деньгами. Но точно важна забота о курьерах, полная или частичная компенсация питания, места отдыха, удобная форма и так далее.
Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что страхование среди О2О-сервисов получит свою популярность, но это займет время.
Цифровые сервисы уже не первый год стремятся разгрузить сегмент доставки курьерами и предложить пользователям доставку через постаматы, службы такси, «до двери», а также при помощи дронов. Среди возможных способов и роботы-доставщики.
У использования квардрокоптеров есть ряд серьезных технических и регуляторных ограничений. Практически вся Москва сейчас — это бесполетная зона, а высотность застройки городах сильно усложняет такой вид доставки, отмечают в Яндексе. Об этом говорит и Иван Голяков из ORGANIAFOOD, отмечая при этом что доставка при помощи дронов — одно из самых перспективных и рентабельных направлений. Но бурное развитие оно получит к 2025 году, указывает эксперт.
В Яндексе же, наоборот, считают, что более перспективное направление — это роботы-доставщики (к примеру, Яндекс.Ровер).
Использование роботов позволит расширить коридор доставки на этапе последней мили. В первую очередь наличие роботов скажется на использовании сервиса в периоды пиковой загрузки.
Другие участники рынка говорят о том, что успешность применения роботов-доставщиков зависит от многих факторов.
Пользоваться роботами можно будет только в том случае, если разработчикам удастся добиться 100% безопасности и эффективности таких курьеров, чтобы из 10 заказов доезжали до адресата в нужное время все 10. Кроме того, важна стоимость: если робота невозможно будет окупить за какое-то обозримое время, сервисы будут продолжать использовать труд курьеров. На сегодняшний день роботам нужна поддержка оператора, что тоже добавляет стоимости самой доставки.
В сервисе «Много лосося» сомневаются, что такой способ доставки может заработать в ближайшие годы. А в ORGANIAFOOD считают, что доставка с помощью Яндекс.Ровер не станет массовой в сравнении даже с таким способом, как доставка дронами.
Это связано больше с техническими возможностями подобных роботов в плане передвижения, слишком много ограничений. Данный способ доставки будет пользоваться спросом на инновационных площадках, таких как «Сколково» или максимум на территории Бизнес центров.
На сегодняшний день самый популярный способ доставки продуктов – «до двери». В то же время среди набирающих популярность направлений развития логистики — это постаматы, расположенные в ТЦ или магазинах у дома.
Потенциально интересно максимальное приближение к покупателю через автоматы-холодильники с готовой едой, которые вероятно скоро появятся в подъездах домов или хотя бы на входах в перспективные ЖК. Интересны мобильные варианты кухонь, которые готовят в пути к клиенту и/или могут перемещаться в более удобные для доставки локации в разные дни или время суток.
Этой же точки зрения придерживается Григорий Кунис из iGooods.
Доставка прямо в холодильник уже тестируется в европейских и американских сервисах, но не факт, что когда-нибудь подойдет для наших реалий из-за вопросов безопасности.
Кроме того, участники рынка видят большой потенциал у сегмента доставки с помощью электромобилей, а также при помощи агрегаторов такси. Так, у Яндекса фудтех-направление уже интегрировано в Яндекс.Такси, а Сбербанк и Mail.ru Group создадут платформу O2O-сервисов в сфере транспорта и еды, о чем уже партнеры подписали соответствующие документы.
Свое мнение по теме O2O присылайте на hello@ict.moscow
* В иллюстрации использовано фото facebook.com/yandex.eda
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.