ГлавнаяЛента

Статьи

Доставка в O2O-сервисах: рынок, курьеры, перспективы

26 ноября 2019, 15:40|
2831

Широкое распространение в последние годы получили так называемые О2О-сервисы (online-to-offline), позволяющие сделать заказ онлайн в приложении или на сайте и получить товар или услугу офлайн. К О2О-сервисам относят доставку еды и продуктов, онлайн-магазины, а также такси, каршеринг и др.

Те из них, которые предлагают клиентам не услуги, а продукты, чаще используют курьеров. Однако уже и на российском рынке известны случаи, когда работники устраивали забастовку из-за недовольства условиями труда, что приводило к срыву сроков доставки товаров. 

Существуют и альтернативные способы — через постаматы, самовывоз из партнерских точек, доставка «до двери», через службу такси, а также в перспективе — с помощью дронов и роботов.

Подробнее о том, как развивается сегмент доставки продуктов и товаров у О2О-сервисов, и как должны быть оформлены отношения курьеров и компаний, — в обзорном материале ICT.Moscow.


Оценка рынка и перспективы

Рынок Москвы в сегменте доставки О2О-сервисов находится на этапе формирования и становления. Эксперты отмечают, что агрессивная и повсеместная реклама еще не показатель переполненного рынка, также, как и количество компаний, так как львиная доля подобных сервисов – это стартапы. Но и у них, и у уже состоявшихся участников рынка, точки для роста присутствуют: клиентский спрос, инвестиционная привлекательность направления, а также высокий интерес к заработку среди курьеров.

Основная тенденция, которая прослеживается, — формирование цивилизованного рынка: проработка законодательной базы, улучшение качества сервиса, забота об условии труда и переход к персонализации в работе с клиентом.

Иван Голяков

основатель и гендиректор ORGANIAFOOD

Этой же точки зрения придерживаются в Яндексе, отмечая, что последняя миля до клиента во многом остается бутылочным горлышком, что связано с гигантскими темпами роста доставки, за которым не успевает логистическая инфраструктура. Сейчас доставка еды из кафе и ресторанов достигает порядка 10% общепита, подсчитали в компании.

По нашим оценкам, сегмент продолжит расти в двузначных цифрах в ближайшие пять лет, уже к 2022 году 55-60% всего объема рынка общепита будут приходиться на доставку и другие форматы обслуживания вне зала.

Пресс-служба

фудтех-направления Яндекс.Такси

В компании отмечают, что огромным потенциалом роста обладает рынок e-grocery (экспресс-доставка продуктов и товаров первой необходимости). 

Сервисы типа Яндекс.Лавки ориентированы на очень высокую частоту заказа, уже сейчас пользователи заказывают продукты в среднем в три раза чаще, чем еду из ресторанов. Этот формат конкурирует с магазином у дома».

Пресс-служба

фудтех-направления Яндекс.Такси

 

Курьеры и цифровые сервисы

Один из важнейших аспектов формирования рынка — отношения курьеров и цифровых сервисов. С одной стороны, компаниям важно получать надежный инструмент доставки своих товаров, а с другой, исполнители должны иметь комфортные условия труда. По этой причине практически все участники рынка сходятся во мнении, что наилучший вариант — оформление курьеров как самозанятых.

Экономическая целесообразность в конечном итоге сводится к расходам, которым сервис несет из-за уплаты налогов за найм сотрудника в штат в «белую», а защита процессов сводится к тому, что по-прежнему люди оплачивают заказы наличными. На мой взгляд, обе стороны устроит вариант оформления как самозанятые.

Иван Голяков

основатель и гендиректор ORGANIAFOOD


Умение вести собственное дело косвенно говорит о повышенной юридической образованности потенциального исполнителя и предполагает высокий уровень личной ответственности, что особенно важно в сфере неквалифицированной трудовой деятельности, к которой, по сути, относится курьерская доставка, говорит основатель сервиса Justfood Сергей Королев.

По опыту могу сказать, что рабочей и оправданной схемой является заключение договора между компанией-заказчиком и исполнителем в статусе ИП или «самозанятый». Такая система имеет преимущества в виде умеренной налоговой нагрузки на исполнителя, при этом все расчеты прозрачны, а права и обязанности четко зафиксированы.

Сергей Королев

основатель сервиса Justfood

Например, ни у Яндекс.Еды, ни у Яндекс.Лавки (оба сервиса работают на одной инфраструктуре) нет собственных курьеров в штате. Компания сотрудничает с курьерскими службами и с самозанятыми в тех регионах, где уже действует этот налоговый режим.

Яндекс.Еда интегрирована с приложением ФНС «Мой налог». Действующая модель обеспечивает максимальную гибкость и позволяет нам быстро масштабировать сервис в новых городах присутствия, а также выводить больше курьеров на улицы в случае повышенного спроса, так как в Яндекс.Еде действует динамическая модель ценообразования на доставку.

Пресс-служба

фудтех-направления Яндекс.Такси

Но есть и иная позиция по вопросу трудоустройства курьеров. Сервис доставки продуктов iGooods предпочитает набирать исполнителей в штат и обучать их.

Мы предпочитаем набрать и обучить штат сотрудников, который сможет покрыть все районы доставки. Для нас важно постоянное сотрудничество с теми людьми, которых мы обучили, а не договор, по которому они оформлены. В этих людях мы можем быть уверены — каждый заказ будет доставлен, в случае форс-мажора нам сразу дадут обратную связь.

Григорий Кунис

сооснователь iGooods

Но ни один из этих форматов не исключает создания более благоприятных условий работы. Напомним, в октябре курьеры Ozon в Санкт-Петербурге объявили забастовку и отказались развозить заказы из-за недовольства своей заработной платой. Работники согласились вернуться к своим обязанностям только после создания профсоюза и урегулирования конфликта с руководством компании.  

Одной из мер, направленных на создание более комфортных условий труда, стало введение Яндексом страхования доставщиков на все время работы. В Яндексе отмечают, что это собственная инициатива компании, и надеются, что подобна практика распространится на весь рынок.

Сами участники рынка говорят о том, что решение Яндекса не было спонтанным или внедренным только ради демонстрации привлекательности. Как отмечает Иван Голяков из ORGANIAFOOD, определенную угрозу здоровью курьера несет их постоянное передвижение в городских условиях, а также случаи агрессии со стороны клиентов из-за задержки доставки заказа. 

С другой стороны, сложно сказать, обладает ли подобная инициатива большой ценностью для курьеров, парирует Александр Мутовин из сервиса «Много лосося». 

Мне кажется они [курьеры] бы предпочли получить это деньгами. Но точно важна забота о курьерах, полная или частичная компенсация питания, места отдыха, удобная форма и так далее.

Александр Мутовин

PR-директор «Много лосося»

Тем не менее эксперты сходятся во мнении, что страхование среди О2О-сервисов получит свою популярность, но это займет время.

 

Передовые способы доставки

Цифровые сервисы уже не первый год стремятся разгрузить сегмент доставки курьерами и предложить пользователям доставку через постаматы, службы такси, «до двери», а также при помощи дронов. Среди возможных способов и роботы-доставщики. 

У использования квардрокоптеров есть ряд серьезных технических и регуляторных ограничений. Практически вся Москва сейчас —  это бесполетная зона, а высотность застройки городах сильно усложняет такой вид доставки, отмечают в Яндексе. Об этом говорит и Иван Голяков из ORGANIAFOOD, отмечая при этом что доставка при помощи дронов — одно из самых перспективных и рентабельных направлений. Но бурное развитие оно получит к 2025 году, указывает эксперт. 

В Яндексе же, наоборот, считают, что более перспективное направление — это роботы-доставщики (к примеру, Яндекс.Ровер). 
 

Использование роботов позволит расширить коридор доставки на этапе последней мили. В первую очередь наличие роботов скажется на использовании сервиса в периоды пиковой загрузки.

Пресс-служба

фудтех-направления Яндекс.Такси

Другие участники рынка говорят о том, что успешность применения роботов-доставщиков зависит от многих факторов.

Пользоваться роботами можно будет только в том случае, если разработчикам удастся добиться 100% безопасности и эффективности таких курьеров, чтобы из 10 заказов доезжали до адресата в нужное время все 10. Кроме того, важна стоимость: если робота невозможно будет окупить за какое-то обозримое время, сервисы будут продолжать использовать труд курьеров. На сегодняшний день роботам нужна поддержка оператора, что тоже добавляет стоимости самой доставки.

Григорий Кунис

сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods

В сервисе «Много лосося» сомневаются, что такой способ доставки может заработать в ближайшие годы. А в ORGANIAFOOD считают, что доставка с помощью Яндекс.Ровер не станет массовой в сравнении даже с таким способом, как доставка дронами. 

Это связано больше с техническими возможностями подобных роботов в плане передвижения, слишком много ограничений. Данный способ доставки будет пользоваться спросом на инновационных площадках, таких как «Сколково» или максимум на территории Бизнес центров.

Иван Голяков

основатель и гендиректор ORGANIAFOOD

 

Другие способы доставки 

На сегодняшний день самый популярный способ доставки продуктов – «до двери». В то же время среди набирающих популярность направлений развития логистики — это постаматы, расположенные в ТЦ или магазинах у дома. 

Потенциально интересно максимальное приближение к покупателю через автоматы-холодильники с готовой едой, которые вероятно скоро появятся в подъездах домов или хотя бы на входах в перспективные ЖК. Интересны мобильные варианты кухонь, которые готовят в пути к клиенту и/или могут перемещаться в более удобные для доставки локации в разные дни или время суток.

Александр Мутовин

PR-директор «Много лосося»

Этой же точки зрения придерживается Григорий Кунис из iGooods.

Доставка прямо в холодильник уже тестируется в европейских и американских сервисах, но не факт, что когда-нибудь подойдет для наших реалий из-за вопросов безопасности.

Григорий Кунис

сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods

Кроме того, участники рынка видят большой потенциал у сегмента доставки с помощью электромобилей, а также при помощи агрегаторов такси. Так, у Яндекса фудтех-направление уже интегрировано в Яндекс.Такси, а Сбербанк и Mail.ru Group создадут платформу O2O-сервисов в сфере транспорта и еды, о чем уже партнеры подписали соответствующие документы. 


 

Свое мнение по теме O2O присылайте на hello@ict.moscow

* В иллюстрации использовано фото facebook.com/yandex.eda

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.



Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0