ГлавнаяНовостиОбразовательные технологии: перспективы EduTech

Образовательные технологии: перспективы EduTech

27 августа 2019РЕДАКЦИЯ
1141

эксклюзив

В преддверии 1 сентября ICT.Moscow узнал у представителей ИТ-компаний, какие технологии, по их мнению, востребованы в университетах и какие необходимы в ближайшем будущем. Представители московских вузов рассказали, как совмещаются цифровые решения и образовательный процесс, а также о том, чем заинтересовать современных студентов.


Технологии для университетов

Некоторые московские вузы активно используют цифровые продукты и ПО отечественного производства. Например, в РЭУ им. Плеханова применяются платформы «1С Предприятие» и 1С:Bitrix для автоматизации внутренних бизнес-процессов и контроля образовательного процесса. Кроме того, внедрены VR/AR-технологии и блокчейн. 

Искусственный интеллект

Применение искусственного интеллекта имеет серьезные перспективы, в том числе позволяет обеспечить более индивидуальный подход к учащимся.

Перед преподавателем стоит сложная задача: как обеспечить успеваемость слабых учеников и не отбить мотивацию у сильных? Проблему, как мы надеемся, поможет решить искусственный интеллект: он отслеживает успеваемость каждого ученика и подстраивает программу курса под его способности, информируя преподавателя о том, какой материал усвоен лучше, какой хуже. Таким образом, программа обучения будет адаптироваться под каждого ученика, что увеличит общий уровень удовлетворенности от учебного процесса.

Станислав Косарев
Станислав Косарев

директор Института информационных технологий «Синергии»

Современный подход к обучению предполагает постепенный переход к индивидуальному составлению учебной программы в соответствии с потребностями студента. Такие траектории можно строить при помощи технологий искусственного интеллекта и больших данных.

Андрей Брюнин

руководитель направления по развитию бизнеса в системе образования группы компаний Softline

Сегодня в РЭУ применяются компьютерные тесты для оценки текущей успеваемости, тренажеры и симуляторы с функцией оценки результата, действует система независимого интернет-тестирования.

Учитывая наработки вуза в сфере нейролингвистики и семантического анализа, мы понимаем, что в перспективе искусственный интеллект может и будет использован для оценки работ, проектов, баз данных. Возможно, сначала такая оценка будет учитываться как справочная, затем – как составная часть в совокупности с оценкой преподавателей и экспертов, и постепенно либо полностью, либо в значительной степени заменит рутинную работу по оцениванию корректности работы.

Дмитрий Штыхно

проректор по развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова

Виртуальная реальность

Преимущество VR в возможности создать среду, которая воспринимается человеком через органы чувств. Однако пока технология является достаточно дорогой, что мешает ее массовому использованию.

Потенциал VR для образовательного процесса очевиден — с помощью эффекта присутствия можно сделать образовательный процесс намного более увлекательным для студентов. Пока эти технологии слишком дорогие для массового использования в вузах и школах, надо помнить, что кроме самих устройств нужно производить соответствующий обучающий видеоконтент: уроки по истории, географии, биологии, астрономии.

Николай Князев
Николай Князев

ведущий специалист машинного обучения «Инфосистемы Джет»

Эксперты Modum Lab, которые подготовили целый цикл виртуальных уроков, отмечают, что VR/AR сегодня начинают внедрять и на государственном уровне: например, в Московском Центре качества образования. 

VR-технология — новый инструмент в образовании, как в детском, так и в корпоративном. Он не способен вытеснить традиционные формы обучения. При этом VR/AR-технологии уже сегодня способны упростить процесс запоминания, совместить теоретические знания и сложную практическую работу, повысить интерес детей и подростков к знаниям, унифицировать систему тестирования и визуализировать сложные процессы.

Дмитрий Кириллов
Дмитрий Кириллов

президент Modum Lab

В Modum Lab отмечают, в случае с детским образованием виртуальная реальность еще и решает насущный вопрос о мотивации к обучению и вовлечении в образовательный процесс. Студентов и школьников сложно удивить электронными досками, смартфонами или работой на компьютере, а виртуальная реальность полностью концентрирует внимание школьников на процессе обучения, не позволяя отвлечься на посторонние раздражители.

VR и AR в учебных заведениях еще не так распространены: во-первых, это требует колоссальных затрат, далеко не каждый вуз может себе это позволить. И подобные решения обязывают нанять особых специалистов, которых пока что очень немного. Кроме того использование виртуальной/дополненной реальности не всегда целесообразно: одно дело, если речь идет о получении инженерного или медицинского образования, где крайне важна наглядность, но если человек учится на бухгалтера, то особенного смысла в таких вложениях попросту нет.

 

Мария Карпушина
Мария Карпушина

директор по развитию WhenSpeak

Также VR-технологии используются при подготовке сотрудников. В рамках совместных программ с университетами компании могут приглашать студентов профильных специальностей и делиться своими решениями. Так, Accenture недавно разработала индустриальные решения для энергетического комплекса: виртуальная симуляция, позволяющее рабочим атомной электростанции видеть и отчасти испытать то, что происходит во время ЧП на реакторе. В нефтегазовой промышленности VR-решение применяется для обучения операторов буровой установки и для обучения операторов нефтеналивных терминалов.

 

Другие технологии

Полезным для цифровизации вузов окажется и развитие 5G, сети помимо прочего будут использоваться для поддержания видeо-стриминга. А технологии BigData станут необходимыми для общения с большими аудиториями в маркетинге, считают в «Центре 2М». 

На сегодняшний день цифровизация вуза, наверное, одна из самых критичных задач в сфере образования. Если принять во внимание, что нынешние слушатели университетов — поколение digital, которое живет, общается и работает в цифровом пространстве, — то цифровизация становится и ключевым методологическим аспектом. Наконец, активное использование digital-каналов (социальные сети, YouTube и т.д.) позволит реализовать адаптивные коммуникационные стратегии для набора новых слушателей.

Марина Иванченко

заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании «Центр 2М»


Особенности цифровизации в образовании

Эксперты отмечают, что существует и оборотная сторона использования современных систем. Так, в ICL Services предупреждают, что нередко цифровые технологии в вузах рассматриваются как инструмент экономии на учебных часах.

Для внедрения технологий и новых методов обучения должна быть подготовлена правильная среда. Если говорить о российских решениях для вузов, и особенно применяемых технологиях в целом, картина печальная и в пользу иностранных вендоров. Но хотелось бы отметить и наши решения: система HyperMetod, конструктор электронных курсов eAuthor, система «Прометей» и пр.

Андрей Крехов
Андрей Крехов

замдиректора по специальным программам ICL Services

В первую очередь в вузах должны внедряться непосредственно образовательные технологии: проектно-деятельностные, модульные, адаптивные. Если в школах они уже используются (например, широко применяется экспресс-тестирование), то в большинстве высших учебных заведений, особенно региональных, образовательный процесс до сих пор строится по традиционной модели.

Андрей Брюнин

руководитель направления по развитию бизнеса в системе образования группы компаний Softline

Внедрение технологий в учебный и рабочий процессы невозможно провести одномоментно. Для успешной работы необходима автоматизация ряда административных задач.

Во многих российских вузах отсутствует единый центр хранения данных. ИТ-решения внедрены для отдельных задач: инвентаризации, составления расписания, бронирования аудиторий. В университетах, которые активно используют информационные технологии, покрытие рабочих процессов ИТ-системами с трудом достигает 10%. До того, как внедрять продвинутые решения, вузам необходимо автоматизировать основные административные процедуры и ввести общую систему.

Сергей Шедов
Сергей Шедов

основатель и директор Московской школы программистов


Решения московских и зарубежных разработчиков

На рынке образовательных технологий представлено немало решений московских разработчиков. Например, Финансовый университет при Правительстве РФ представил собственную систему прокторинга (система верификации личности и подтверждения результатов прохождения онлайн-экзаменов) для очных занятий. Появляются российские системы искусственного интеллекта для оценки знаний и обсуждается возможность их включения в образовательные стандарты. Ожидается, что в ближайшем будущем экзамены у студентов по ряду дисциплин смогут принимать роботы.

В своих проектах Softline активно использует российские разработки, в частности, решения резидентов Сколково. В начале августа корпоративный венчурный фонд Softline Venture Partners купил долю в компании ProctorEdu, которая разрабатывает систему для наблюдения и контроля за ходом онлайн-тестов. Инвестиции будут направлены на технологическое развитие проекта.

Андрей Брюнин

руководитель направления по развитию бизнеса в системе образования группы компаний Softline

В компании IPR MEDIA уверены: в первую очередь университетам сегодня необходимы надежные платформы, на которых будут базироваться различные технологические решения — от административных до прикладных и узконаправленных, таких как IoT. А для разработчика образовательных решений важна максимальная гибкость продуктов и их готовность к бесшовной интеграции с помощью API-сервисов и индивидуальных интеграционных решений под запросы вуза. 

Федеральные государственные образовательные стандарты отводят такую роль электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) вуза. Это база, которая объединяет все информационные и образовательные ресурсы университета — электронные портфолио студентов, электронные библиотеки, системы дистанционного обучения и так далее. На практике случается, что университеты выполняют требования к ЭИОС формально: создают систему из разрозненных, не готовых к интеграции инструментов, которые оказываются плохо связанными друг с другом. В результате каким бы богатым и разнообразным не был «технологический стек» вуза, все его преимущества теряются из-за отсутствия «бесшовности» и синхронизации.

Наталья Иванова
Наталья Иванова

генеральный директор IPR MEDIA

МФТИ также движется в направлении развития цифровизации. В институте активно занимаются разработкой искусственного интеллекта.

В стенах Физтеха разрабатываются новые технологии, ведутся научно-исследовательские и конструкторские работы в области искусственного интеллекта. Нам кажется, что ИИ — это прикладная область, результаты которой довольно быстро можно применять в индустрии и доводить до конечного потребителя. Один из таких примеров — iPavlov. Это целая лаборатория на Физтехе. Кроме того мы оцифровали уже довольно большую часть наших внутренних лекций, что ускоряет и упрощает освоение нового материала, а где-то дает возможность уже больше концентрироваться на глубоких деталях в рамках самой лекции. Сам лекционный процесс становится более интерактивным, более ярким.

Алексей Малеев
Алексей Малеев

проректор по международным программам и цифровым инновациям МФТИ

 

Accenture недавно разрабатывала индустриальные решения для подготовки сотрудников. Приложение с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности позволяет поместить сотрудника в экстремальную обстановку, подготовить его к возможным вариантам развития событий в реальном мире.

Антон Кучма
Антон Кучма

руководитель практики новых технологий Accenture в России

Эксперты отмечают, что затраты на XR-обучение существенно ниже стандартной системы обучения. Сократить затраты можно за счет повторного использования подготовленных курсов. Также для обучения потребуется только шлем VR, компьютер или смартфон.

Мы разработали цифровую платформу «Талант» в сотрудничестве с НТИ (Национальная технологическая инициатива). Сейчас это решение готовы внедрить десятки вузов России. Одной из его составляющих является цифровой сервис подбора индивидуальных программ развития для молодежи. С помощью технологий машинного обучения (ML) с учетом выявленных и проанализированных знаний, навыков и интересов студентов, система рекомендует те или иные образовательные программы и мероприятия.

Николай Князев
Николай Князев

ведущий специалист машинного обучения «Инфосистемы Джет»

В одном из проектов МГИМО используется платформа российского разработчика WhenSpeak для разрешения проблемы с трудоемкостью и неэффективностью ручного фиксирования и анализа отметок студентов.

Решением для проекта Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО и Фонда поддержки Олимпийцев России стал цифровой журнал с единой точкой входа для учеников и преподавателей: мы систематизировали и вывели в онлайн все сценарии выставления оценок обучаемому, которые он получает за разнообразные виды работ в течение семестра. Теперь, когда все результаты в режиме реального времени появляются на платформе, система выставления баллов стала быстрой и прозрачной.

Мария Карпушина
Мария Карпушина

директор по развитию интерактивной платформы WhenSpeak


Ответственный за цифровую трансформацию

Должность с недавнего времени появляется на многих предприятиях. Учитывая внедрение в вузы интеллектуальных систем, такой специалист необходим и в университетах. Но эксперты предупреждают: одной позиции недостаточно, нужен целый отдел с квалифицированными сотрудниками.

Потребность в такой позиции, несомненно, есть. Цифровизация – это общемировой тренд, игнорировать который невозможно. При этом во многих вузах до сих пор не сформирована даже эффективная система менеджмента качества образования, не внедрены стандарты ISO. Освоение новых технологий должно идти в связке с оцифровыванием бизнес-процессов, и важно, чтобы этот процесс строился под руководством грамотного специалиста, который несет персональную ответственность за результат.

Андрей Брюнин

руководитель направления по развитию бизнеса в системе образования группы компаний Softline

Конкретный функционал и сфера полномочий данного руководителя должны зависеть от текущего уровня развития цифровых технологий вуза и модели вуза.

Дмитрий Штыхно

проректор по развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова

Говорить о новой должности можно в том случае, если у университета уже есть стратегический план по цифровой трансформации, понятна последовательность и направление действий. Фактически это будет руководитель проекта.

Если же плана нет, то введение отдельной должности противоречит сути цифровой трансформации, призванной в том числе и оптимизировать количество требуемого персонала.

Александр Голышко
Александр Голышко

системный аналитик управления системных решений компании «Техносерв»

 

Эксперты и представители образовательного сообщества сходятся во мнении, что цифровизация вузов является актуальной задачей. Одним из основных направлений работы станет разработка в сфере искусственного интеллекта и совершенствование существующих VR-решений. Внедрение технологий позволит повысить качество обучения в соответствии с современными требованиями рынка.

 

 


Рейтинг образовательных структур в digital

О том, ИТ-специалистов из каких вузов предпочитают работодатели, читайте на ICT.Moscow 

Решения в сфере образования от московских разработчиков на ICT.Moscow

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая платформа о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.

Если не указано иное, материалы доступны
по лицензии Creative Commons BY 4.0

При поддержке Правительства Москвы