Пандемия COVID-19 оказала влияние не только на организацию образовательного процесса, но и обострила вопросы, связанные с внедрением ИТ-технологий в обучение. Режим самоизоляции заставил практически всех учащихся и студентов стать вынужденными участниками самого большого эксперимента по дистанционному образованию. В начале нового учебного года ICT.Moscow узнал у участников рынка, нужно ли продолжать эксперименты в области обучения и необходимы ли они в принципе, какие технологии были бы полезны индустрии и по какой причине сфера образования не вошла в список «правовых песочниц».
Мнения разработчиков о необходимости проведения экспериментов в сфере образования разошлись. Одни считают, что цифровые технологии для этого направления необходимы и экспериментальные режимы помогут быстрее их внедрять; другие отмечают отсутствие на рынке системных решений; третьи обращают внимание на то, что ИТ-технологии в этой сфере уже применяются, и сомневаются в допустимости экспериментов в обучении.
Например, в «Мегафоне», у которого есть профильная платформа «Мегафон Образование», видят большое поле для экспериментов и поиска оптимальных образовательных технологий. В компании объясняют это тем, что пока для всех традиционных аудиторных активностей нет достойных цифровых «заменителей». В «Ланит» считают, что эксперименты в образовании ожидаемы и крайне необходимы.
Интерес к тестированию новых образовательных технологий проявляют и в Сбербанке, который занимается самостоятельной подготовкой кадров в рамках «Школы 21».
вице-президент, директор дивизиона цифровые платформы образования Сбербанка
В июльском интервью ТАСС глава Сбербанка Герман Греф рассказал, что на данный момент онлайн не сможет заменить очную форму обучения.
Внедрение цифровых технологий может сдерживаться разными факторами. Например, пока в сегменте электронного дистанционного обучения отсутствует системное решение, считает Андрей Шолохов из Softline.
заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами
В компании «Новые облачные технологии» (разработчик «МойОфис») необходимости в экспериментах с обучением и технологиями не видят. По мнению Анастасии Гореловой, руководителя образовательных программ «Хаб Знаний МойОфис», образование — «это не та сфера, где можно без разбора экспериментировать, при этом еще и на детях». Эксперт считает наиболее гуманным вариантом — проводить пилотные испытания при наличии прототипа, «когда необходимо проверить его жизнеспособность в учебном процессе».
Кроме того, Горелова обращает внимание на ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об образовании». Эта норма допускает использование образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. «А раз вправе, то и особых условий для реализации скорее не требуется», — заключает Горелова. С экспертом отчасти согласен Денис Захаркин, генеральный директор VR Concept.
генеральный директор VR Concept
Барьером для внедрения цифровых технологий может быть неготовность педагогического и менеджерского состава учебного заведения. «Мало принять закон: чтобы он заработал, нужно запустить государственные программы, инициативы, в том числе по подготовке и переподготовке кадров», — говорит Алексей Половинкин из TalentTech.
Национальным проектом «Образование» предусмотрено вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, срок реализации проекта — конец 2024 года. Достигнуть этой цели предполагается за счет реализации 10 федеральных проектов, среди них — «Цифровая образовательная среда».
«Цифровая образовательная среда» к 2024 году это:
— внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране;
— внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов РФ для как минимум 500 тыс. детей;
— обеспечение 100% образовательных организаций в городах интернетом со скоростью не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с.;
— создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
В конце июля президент РФ подписал закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. Изначально, при внесении законопроекта в Госдуму, документ предусматривал проведение экспериментов в том числе в области «электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». С этим пунктом документ прошел первое чтение, но в конце июля, ко второму рассмотрению, текст пункта был заменен на «сельское хозяйство». Вместе с тем закон, который должен вступить в силу 1 января 2021 года, содержит новую норму и предусматривает, что действие документа (по решению правительства) может распространяться на любые отрасли и направления разработок.
У представителей ИТ-рынка нет однозначного ответа на вопрос, почему были пересмотрены сферы для «правовых песочниц». Марина Ракова из Сбербанка обращает внимание на важность появившегося пункта о возможности установления дополнительных сфер для экспериментов.
вице-президент, директор дивизиона цифровые платформы образования Сбербанка
При этом еще в начале июля глава компании Герман Греф просил президента РФ дать поручение распространить экспериментальный правовой режим не только на онлайн, но и на офлайн-образование.
Андрей Шолохов из Softline считает, что в «регуляторных песочницах» проводятся эксперименты не с инновационными технологиями, а с бизнес-моделями конкретных компаний, которые их используют. То, что пункт об электронном обучении был убран из списка песочниц, обусловлено тем, что на рынке нет компании, которая «представила бы рабочую бизнес-модель на основе электронного дистанционного обучения», говорит Шолохов.
Иной точки зрения придерживается Алексей Половинкин, директор ООО «Цифровое образование» ИT-холдинга TalentTech. По его мнению, исключение пункта из финальной редакции закона может говорить о том, что «в ближайшее время каких-то новых форм и экспериментов в основном образовании ждать не стоит. Возможно, на решение повлияла история с дистантом на карантине».
Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования. Такую цель поставил президент РФ достижения национальные цели развития РФ до 2030 года, напоминает Алексей Половинкин из TalentTech. По его словам, для достижения этой цели Россия должна подняться вверх примерно на 20 пунктов. «Раз мы декларируем стремление к повышению качества образования, то должны понимать, что улучшение без изменений невозможно. А если мы не будем делать эксперименты, значит, все рассуждения об улучшениях останутся только декларациями», — говорит Половинкин.
По оценкам Росстата, число студентов, которые получают образование с применением дистанционных технологий уже растет — с 11,3% в 2018 году до 13,1% в 2019 году. Объем российского рынка онлайн-образования по итогам прошлого года в сегменте b2c достиг 38,5 млрд руб., подсчитали ранее в TalentTech, «Нетологии» и EdMarket.
В Москве использовать электронную систему обучения начали еще с 2016 года. В основе столичной цифровой школы лежит проект МЭШ (Московская электронная школа). В 2017 году во всех школах Москвы был введен единый электронный журнал и дневник, а к концу 2018 года все здания школ были оборудованы инфраструктурой проекта: интерактивными панелями, WiFi-точками, серверами, ноутбуками для учителей. Библиотека МЭШ стала доступна пользователям всего мира. В 2018 году на образовательном саммите HundrED в Хельсинки (Финляндия) МЭШ включили в список 100 главных образовательных проектов мира.
За период пандемии в рамках МЭШ было проведено более 9 млн онлайн-уроков. Количество обращений к библиотеке МЭШ выросло в 2,5 раза, а число просмотров материалов — почти в 30 раз.
Все вузы различаются по готовности к цифровизации, рассказали ICT.Moscow в НИУ ВШЭ. По этой причине в «Вышке» считают, что необходимо развивать цифровую экосистему для передачи контента и технологий от одного заведения другому.
Эту идею поддерживают и разработчики. Так, в Softline предлагают с помощью регуляторной песочницы апробировать механизмы академической мобильности. Речь идет о практике, когда небольшой региональный вуз из-за неспособности обеспечить высокое качество преподавания всех предметов может сосредоточиться на базовой для себя части предметов, а по остальным дать возможность студентам обучаться и оценивать знания дистанционно, «с привлечением квалифицированных провайдеров образовательного контента», поясняет Андрей Шолохов, заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами.
заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами
В КРОК считают, что в рамках песочниц можно было бы совершенствовать дистанционное образование, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, а также для проведения онлайн-экзаменов.
руководитель направления «Цифровые процессы» ИТ-компании КРОК
По словам Смирнова, для реализации этой идеи потребуется создать единую цифровую платформу, применение которой будет узаконено.
Между тем в НИУ ВШЭ онлайн-прокторинг, который включает в себя организацию дистанционной сдачи экзаменов, планировалось протестировать уже в ходе приемной кампании 2020 года и 4-го учебного модуля государственной итоговой аттестации. Как прогнозировал старший директор по цифровой трансформации НИУ ВШЭ Алексей Чукарин, около 17% экзаменов должно было пройти с использованием синхронного и асинхронного прокторинга.
В самом университете на текущий момент видят сложности с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) для договоров гражданско-правового характера, документов на трудоустройство и поступление, ведомостей.
Сергей Быков
директор по обеспечению цифровой трансформации НИУ ВШЭ
«Правовые песочницы» могут быть полезны и при реализации суперсервиса, который позволит упростить процесс получения образования в РФ для иностранцев, считает Виктор Смирнов из КРОК. Созданием суперсервиса занимается Минкомсвязь. Предполагается, что в этом году с помощью суперсервиса можно будет подобрать образовательную программу и направление подготовки, а уже с 2021 года — абитуриенты из 20 стран смогут пройти видеособеседование и сдать экзамены онлайн.
руководитель направления «Цифровые процессы» ИТ-компании КРОК
Таким образом, в целом ИТ-компании заинтересованы в экспериментах с технологиями в обучении и считают, что апробация новых решений способствует более активному внедрению цифровых разработок в образовательный процесс. По их мнению, отсутствие нормы о песочницах в сфере образования не исключает экспериментов в этом направлении. Вместе с тем к внедрению передовых технологий могут быть не готовы некоторые учебные заведения и преподавательский состав, в связи с чем более передовые вузы готовы предложить свои наработки.
#нейросети#компьютерное_зрение
Компании:#КРОК#Сбербанк#Softline#МегаФон#TalentTech#VR_Concept#Новые_облачные_технологии
Решения:Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.