Еврокомиссия разработала новые правила по управлению данными. Проект опубликован на сайте комиссии 25 ноября и призван повысить доступность использования данных для бизнеса и исследований при соблюдении защиты прав потребителей по регламенту General Data Protection Regulation (GDPR) 2016 года, пишет «Коммерсант».
Документ предусматривает два типа распоряжения данными: коммерческий и безвозмездный. Коммерчески важными данными пользователей ЕС позволит компаниям делиться только через независимого посредника, который будет передавать информацию в защищенном виде и формате. Как отмечает председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев, это осложнит работу американских ИT-гигантов и затронет российский бизнес. В частности, проект устанавливает ограничения на передачу данных в страны, уровень защиты данных в которых не соответствует европейскому.
«В обмене смогут участвовать только европейские офисы российских компаний, которые получат доступ к массивам полезных данных, но не смогут свободно делиться ими со штаб-квартирой»,— поясняет эксперт.
В числе компаний, которые могут быть заинтересованы в таком обмене, по мнению Журавлева, почтовые и игровые сервисы, доступные для европейцев, в том числе Яндекс и Mail.ru Group, Aviasales и OneTwoTrip, авиаперевозчики, маркетплейсы, которые нацелены на масштабирование бизнеса, включая Wildberries и Ozon, медицинские сервисы, а также компании, работающие в области искусственного интеллекта и больших данных.
В Яндексе, Mail.ru Group, Wildberries, Ozon, Aviasales не стали комментировать проект. Предложение Еврокомиссии еще может быть изменено, отмечают в «Лаборатории Касперского». Компания при этом уже перенесла инфраструктуру для обработки и хранения данных европейских пользователей в Швейцарию, у которой есть соглашение с ЕС о признании адекватного уровня защиты персональных данных.
Российские компании, которые хотят вести международный бизнес, заинтересованы в обмене данными с ЕС, принятие регламента может повлечь ряд ограничений, полагает исполнительный директор Ассоциации больших данных Алексей Нейман. Сейчас, по словам эксперта, у российских компаний также нет такой возможности, так как Россия не входит в перечень стран, гарантирующих надлежащий уровень защиты данных по GDPR. Трансграничный обмен происходит в основном в виде отчетов, то есть готовых аналитических продуктов, а не самих данных, заключает эксперт.
Куда движутся российские экосистемы
ICT.Moscow
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.