Выпуск 5 (151), с 8 по 12 февраля
На этой неделе издание VTimes со ссылкой на документы Яндекса сообщило, что интернет-компания готовится запустить собственный сервис безналичной оплаты — Yandex Pay. Он будет доступен на «веб-страницах Яндекса», пользователи смогут вводить и сохранять в нем данные своих банковских карт и совершать с помощью Yandex Pay безналичную оплату. В самой компании пояснили, что постоянно развивают возможности для онлайн-оплаты на своих сервисах, но о новых технологиях и разработках расскажут позднее.
Возможность развивать собственное финтех-направление Яндекс получил после «развода» со Сбербанком в прошлом году. Тогда банку отошел их совместный проект Яндекс.Деньги (теперь — «ЮMoney»), а перед Яндексом встал выбор: выходить в финтех самостоятельно и фактически с нуля или же заручиться партнерством с другим участником рынка. О такой развилке говорил в интервью РБК управляющий директор Яндекса Тигран Худавердян. И добавил: «На сегодняшний момент нам очевидно, что нам нужно иметь банковскую лицензию», пообещав к концу 2021 года представить собственную кредитную карту Яндекса.
основатель и генеральный директор TalkBank
На то, что компания уже начала развивать финтех внутри своей экосистемы, обращают внимание многие опрошенные ICT.Moscow участники рынка. Они видят в этом большие перспективы для Яндекса. В частности, сооснователь и генеральный директор BaaS-платформы APIBank Алексей Петров говорит, что оставлять денежные потоки внутри своей экосистемы могут позволить себе только гиганты, владеющие большой аудиторией и знающие о своих пользователях практически все. Впрочем, «практически все» можно считать преувеличением — аналитик Альфа-Банка Олеся Воробьева рассказала ICT.Moscow, что продукт, созданный внутри компании, позволит в числе прочего «отслеживать и накапливать релевантные данные для дальнейшей разработки более персонализированных сервисов».
К функциональности Yandex Pay пока есть вопросы. «Сервис не принадлежит ни к категории электронных средств платежа, ни к формату платежных приложений. Таким образом, его функциональность при запуске может отличаться от функциональности Google Pay и Apple Pay» — отмечается в обзоре Альфа-Банка от 10 февраля 2021 года.
Название сервиса говорит о том, что речь в первую очередь пойдет о расчетных функциях, а классические банковские продукты Яндекс предлагать пользователям скорее всего не будет, считает Алексей Петров из APIBank. С его точкой зрения соглашаются Михаил Попов из TalkBank и аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Леонида Делицына, «классические банковские услуги (от Яндекса — ред.) могут иметь смысл только как вспомогательные».
Ирина Прохорова
аналитик УК «Открытие»
В дальнейшем Яндекс будет стремиться создать как можно больше собственных финансовых сервисов, которые были бы востребованы пользователями и компаниями-партнерами из разных отраслей.
Олеся Воробьева
аналитик Альфа-Банка
Михаил Попов из TalkBank считает, что за сервисом Yandex Pay обязательно должен стоять финансовый институт. Однако пока открыт вопрос, как он будет реализован: будет ли это открытая система для разных банков или только для одного, будет ли это ВТБ. Представитель банка пояснил ICT.Moscow, что ВТБ поддерживает все подобные разработки.
Алексей Киричек
вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ
Представители других банков, включая Сбербанк, «Тинькофф», Альфа-банк, на запрос ICT.Moscow не ответили.
Горизонт создания ИТ-компанией полноценного финансового продукта, который будет способен разбить монополию Сбербанка, основатель финтех-сервиса «Деньги Вперед» Павел Гужиков оценивает в 10 лет.
Аналитики также сходятся во мнении, что нельзя исключать эксперименты Яндекса с созданием собственной цифровой валюты и блокчейн-платформы (по аналогии со Сбербанком).
сооснователь и генеральный директор Aximetria
Серьезные шаги в направлении реализации своей финтех-стратегии Яндекс предпримет уже в этом году, прогнозируют аналитики Альфа-Банка в своем обзоре: «развитие собственных сервисов, вероятно, будет подкрепляться соответствующими покупками». Обновленной информации о планах компании в области финтеха эксперты ожидают по итогам телефонной конференции Яндекса, посвященной отчетности за IV квартал 2020 года, которая пройдет 16 февраля 2021 года.
Нерешенность регуляторного вопроса в другой отрасли — беспилотного транспорта — привела к тому, что компания Cognitive Pilot (совместное предприятие Cognitive Technologies и Сбербанка) временно заморозила разработку систем автономного управления автомобилями. По крайней мере, в таком ключе это подали «Ведомости» с цитатой представителя компании: «Сегодня ни в одной стране мира законодательные вопросы не решены полностью. Есть лишь отдельные документы, разрешающие проведение испытаний или движение беспилотников на ограниченных территориях».
Законодательных прецедентов, разрешающих полноценное движение беспилотного транспорта на дорогах общего пользования, сегодня действительно нет нигде в мире. Две китайские компании в декабре прошлого года первыми получили разрешение на тестирование своих беспилотников на улицах города без инженера в салоне: Apollo — в Пекине и AutoX в Шеньчжэне. Также Apollo в сентябре запустила первый коммерческий сервис роботакси (с обязательным присутствием водителя в салоне), а в октябре ее догнала американская Waymo. Но эти случаи — пока лишь исключения. Также, в отличие от России и других стран, эти государства не связаны восьмой статьей Венской конвенции о дорожном движении, в которой сказано: «Каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя».
Если сегодня сохраняются существенные регуляторные ограничения на тестирование и внедрение беспилотных автомобилей, возникает резонный вопрос: почему других разработчиков такой барьер не останавливает.
Прежде всего, российские компании по-прежнему ждут возможностей принять участие в экспериментальных правовых режимах. Особое регулирование для беспилотников в России должно было появиться еще в прошлом году, однако даже дорожная карта, которую в апреле 2020 года поручил оперативно разработать Владимир Путин, до сих пор не утверждена. Но сейчас ситуация, похоже, сдвинулась с мертвой точки: Минэкономразвития уже подготовило поправки в законодательство, которые позволят производителям беспилотников участвовать в «песочницах». Законопроект одобрен правительством и, по словам представителя Минэка, «в ближайшее время будет внесен в Госдуму».
В отличие от других игроков рынка, у Cognitive Pilot может возникнуть конфликт интересов со Сбербанком, которому принадлежит 30% компании. В прошлом году стало известно, что Сбербанк занимается внутренними разработками беспилотников, причем к концу года компания уже добралась до стадии испытаний: автомобили SberAutoTech были замечены на московских дорогах.
Cognitive Pilot, в свою очередь, на протяжении всего года был сосредоточен на разработках беспилотных систем для других областей — сельскохозяйственной техники и ж/д-транспорта. Причем активно развивать направление беспилотной агротехники компания планирует не только в России, но и за рубежом — ICT.Moscow об этом подробнее рассказывал в одном из предыдущих выпусков. Таким образом, решение уйти от автономных систем управления автомобилями было принято явно раньше, но в какой именно момент — неизвестно. В конце 2019 года, когда Сбербанк и Cognitive Technologies объявили о создании совместного предприятия, работа над беспилотными автомобилями еще планировалась, что следует из пресс-релиза самого Сбербанка. Сегодня же банк основной акцент делает на разработку ИИ-решений для сельскохозяйственной и рельсовой техники, хотя автомобильный транспорт в описании по-прежнему указан.
Есть и еще одна проблема, которую в контексте сообщения от Cognitive Pilot обозначил основатель Российского поведенческого департамента Арсен Даллакян. Он считает, что беспилотники в их текущем состоянии неинтересны обычному потребителю из-за слишком большой стоимости и невысокого качества. Основной интерес компаний в разработке беспилотного транспорта, по его словам, — GR и венчур, то есть привлечение инвестиций.
Такое утверждение небезосновательно. В сентябре прошлого года офис Яндекса посетил глава московского Дептранса Максим Ликсутов, где заявил о перспективности использования беспилотного транспорта в городской инфраструктуре. Тогда же стало известно, что Яндекс совместно с московским Дептрансом будет тестировать автономные трамваи. А в октябре Максим Ликсутов сообщил о начале применения беспилотного автомобиля на территории Первой градской больницы для доставки медицинских анализов и лекарств. Изучаются перспективы внедрения беспилотников и на российских железных дорогах: в сентябре сообщалось о том, что РЖД начали тестирование интеллектуального управления поездами на базе решения Cognitive Rail Pilot.
Инвестирование в сферу беспилотников также явно прослеживается как тенденция: только американская Waymo за 2020 год привлекла $3 млрд инвестиций от семи различных инвесторов. Да и классический автопром, стремясь не отстать от новичков рынка, тоже готов вкладываться в автономный транспорт. Автоконцерн General Motors с 2013 года разрабатывает собственное направление беспилотников Cruise, а за последние несколько лет в отрасль уже вложились как минимум Ford, Volkswagen и Toyota. И эта тенденция, судя по всему, в ближайшие годы сохранится.
Еще одно направление, к которому также наблюдается интерес государства, — применение блокчейна. Об этом в частности свидетельствует то, что внедрение технологии в госсекторе находится на третьем месте по числу смарт-практик в мире, согласно недавнему обновлению базы практик ICT.Moscow. Из 165 кейсов на это направление приходятся 28 практик. В их числе российские кейсы по применению технологии для проведения дистанционного электронного голосования, использование блокчейна в РЖД в системе продажи грузовых мест, а также зарубежные практики. Например, для хранения медицинских данных пациентов в Сингапуре и сбора данных о выработке лишней тепловой энергии в Австрии. Изучить практики →
Подпишитесь на еженедельную рассылку I CAN TELL, чтобы быть в курсе основных событий ИТ-рынка Москвы
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.