ГлавнаяЛента

Дайджест I CAN TELL

Новая попытка Яндекса в финтехе, неурегулированные вопросы беспилотников и другие новости ИТ и телекома

12 февраля 2021|
4225

Выпуск 5 (151), с 8 по 12 февраля

Новый заход Яндекса в финтех

На этой неделе издание VTimes со ссылкой на документы Яндекса сообщило, что интернет-компания готовится запустить собственный сервис безналичной оплаты — Yandex Pay. Он будет доступен на «веб-страницах Яндекса», пользователи смогут вводить и сохранять в нем данные своих банковских карт и совершать с помощью Yandex Pay безналичную оплату. В самой компании пояснили, что постоянно развивают возможности для онлайн-оплаты на своих сервисах, но о новых технологиях и разработках расскажут позднее. 

Возможность развивать собственное финтех-направление Яндекс получил после «развода» со Сбербанком в прошлом году. Тогда банку отошел их совместный проект Яндекс.Деньги (теперь — «ЮMoney»), а перед Яндексом встал выбор: выходить в финтех самостоятельно и фактически с нуля или же заручиться партнерством с другим участником рынка. О такой развилке говорил в интервью РБК управляющий директор Яндекса Тигран Худавердян. И добавил: «На сегодняшний момент нам очевидно, что нам нужно иметь банковскую лицензию», пообещав к концу 2021 года представить собственную кредитную карту Яндекса. 

Сейчас у Яндекса образовалась брешь с точки зрения платежных сервисов, потому что Яндекс.Деньги стали частью экосистемы Сбербанка. Сделки с «Тинькофф Банк» не произошло, и большой пласт услуг — это и коммерция, и такси, и другие сервисы — получился необслуженным. Они вынуждены общаться с внешними контрагентами, которые не отвечают их требованиям по функционалу. Очевидно, было их желание завести платежный сервис внутрь своей экосистемы, а не оставлять на аутсорсе. Сейчас Яндекс пытается это восстанавливать. Первая задача — платежный функционал, который будет присутствовать в том же Яндекс.Маркете, Яндекс Go и Яндекс.Такси.

Михаил Попов

основатель и генеральный директор TalkBank

На то, что компания уже начала развивать финтех внутри своей экосистемы, обращают внимание многие опрошенные ICT.Moscow участники рынка. Они видят в этом большие перспективы для Яндекса. В частности, сооснователь и генеральный директор BaaS-платформы APIBank Алексей Петров говорит, что оставлять денежные потоки внутри своей экосистемы могут позволить себе только гиганты, владеющие большой аудиторией и знающие о своих пользователях практически все. Впрочем, «практически все» можно считать преувеличением — аналитик Альфа-Банка Олеся Воробьева рассказала ICT.Moscow, что продукт, созданный внутри компании, позволит в числе прочего «отслеживать и накапливать релевантные данные для дальнейшей разработки более персонализированных сервисов».

К функциональности Yandex Pay пока есть вопросы. «Сервис не принадлежит ни к категории электронных средств платежа, ни к формату платежных приложений. Таким образом, его функциональность при запуске может отличаться от функциональности Google Pay и Apple Pay» — отмечается в обзоре Альфа-Банка от 10 февраля 2021 года. 

Название сервиса говорит о том, что речь в первую очередь пойдет о расчетных функциях, а классические банковские продукты Яндекс предлагать пользователям скорее всего не будет, считает Алексей Петров из APIBank. С его точкой зрения соглашаются Михаил Попов из TalkBank и аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. По словам аналитика ГК «ФИНАМ» Леонида Делицына, «классические банковские услуги (от Яндекса — ред.) могут иметь смысл только как вспомогательные».

Наибольшее поле для конкуренции у Яндекса присутствует полностью в сегменте онлайн-сервисов, который сейчас предоставляет практически только «Тинькофф банк». 

Ирина Прохорова

аналитик УК «Открытие»

В дальнейшем Яндекс будет стремиться создать как можно больше собственных финансовых сервисов, которые были бы востребованы пользователями и компаниями-партнерами из разных отраслей. 

Запуск Yandex Pay станет первым шагом Яндекса в развитии финтех-компонента в центре своей экосистемы, наличие которого должно обеспечить эффективную конкуренцию с другими игроками цифрового рынка в долгосрочной перспективе (Сбербанк, МТС, Mail.ru Group, Ozon).

Олеся Воробьева

аналитик Альфа-Банка

Михаил Попов из TalkBank считает, что за сервисом Yandex Pay обязательно должен стоять финансовый институт. Однако пока открыт вопрос, как он будет реализован: будет ли это открытая система для разных банков или только для одного, будет ли это ВТБ. Представитель банка пояснил ICT.Moscow, что ВТБ поддерживает все подобные разработки.

ВТБ с точки зрения приема бесконтактных способов оплаты поддерживает весь спектр существующих на российском рынке решений – от Samsung Pay и Apple Pay, являющихся «старожилами» рынка, до Huawei Pay и Mi Pay, появившихся относительно недавно.

Алексей Киричек

вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ

Представители других банков, включая Сбербанк, «Тинькофф», Альфа-банк, на запрос ICT.Moscow не ответили.

Горизонт создания ИТ-компанией полноценного финансового продукта, который будет способен разбить монополию Сбербанка, основатель финтех-сервиса «Деньги Вперед» Павел Гужиков оценивает в 10 лет. 

Аналитики также сходятся во мнении, что нельзя исключать эксперименты Яндекса с созданием собственной цифровой валюты и блокчейн-платформы (по аналогии со Сбербанком). 

Если на этапе запуска финансового сервиса Яндекс предложит своим пользователям криптовалютный продукт, это обеспечит им значительное преимущество. Речь не обязательно о собственной криптовалюте – достаточно доступа к уже существующим инструментам. Если этого не сделает Яндекс, тогда точно запустит Тиньков, у которого отвоевать эту аудиторию будет уже сложно. Поэтому включить в финансовый сервис на этапе запуска криптопродукты – однозначно хорошая стратегия.

Алексей Аксельрод

сооснователь и генеральный директор Aximetria

Серьезные шаги в направлении реализации своей финтех-стратегии Яндекс предпримет уже в этом году, прогнозируют аналитики Альфа-Банка в своем обзоре: «развитие собственных сервисов, вероятно, будет подкрепляться соответствующими покупками». Обновленной информации о планах компании в области финтеха эксперты ожидают по итогам телефонной конференции Яндекса, посвященной отчетности за IV квартал 2020 года, которая пройдет 16 февраля 2021 года. 


Что мешает беспилотникам

Нерешенность регуляторного вопроса в другой отрасли — беспилотного транспорта — привела к тому, что компания Cognitive Pilot (совместное предприятие Cognitive Technologies и Сбербанка) временно заморозила разработку систем автономного управления автомобилями. По крайней мере, в таком ключе это подали «Ведомости» с цитатой представителя компании: «Сегодня ни в одной стране мира законодательные вопросы не решены полностью. Есть лишь отдельные документы, разрешающие проведение испытаний или движение беспилотников на ограниченных территориях».

Законодательных прецедентов, разрешающих полноценное движение беспилотного транспорта на дорогах общего пользования, сегодня действительно нет нигде в мире. Две китайские компании в декабре прошлого года первыми получили разрешение на тестирование своих беспилотников на улицах города без инженера в салоне: Apollo — в Пекине и AutoX в Шеньчжэне. Также Apollo в сентябре запустила первый коммерческий сервис роботакси (с обязательным присутствием водителя в салоне), а в октябре ее догнала американская Waymo. Но эти случаи — пока лишь исключения. Также, в отличие от России и других стран, эти государства не связаны восьмой статьей Венской конвенции о дорожном движении, в которой сказано: «Каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя».

Если сегодня сохраняются существенные регуляторные ограничения на тестирование и внедрение беспилотных автомобилей, возникает резонный вопрос: почему других разработчиков такой барьер не останавливает.

Прежде всего, российские компании по-прежнему ждут возможностей принять участие в экспериментальных правовых режимах. Особое регулирование для беспилотников в России должно было появиться еще в прошлом году, однако даже дорожная карта, которую в апреле 2020 года поручил оперативно разработать Владимир Путин, до сих пор не утверждена. Но сейчас ситуация, похоже, сдвинулась с мертвой точки: Минэкономразвития уже подготовило поправки в законодательство, которые позволят производителям беспилотников участвовать в «песочницах». Законопроект одобрен правительством и, по словам представителя Минэка, «в ближайшее время будет внесен в Госдуму».

В отличие от других игроков рынка, у Cognitive Pilot может возникнуть конфликт интересов со Сбербанком, которому принадлежит 30% компании. В прошлом году стало известно, что Сбербанк занимается внутренними разработками беспилотников, причем к концу года компания уже добралась до стадии испытаний: автомобили SberAutoTech были замечены на московских дорогах.

Cognitive Pilot, в свою очередь, на протяжении всего года был сосредоточен на разработках беспилотных систем для других областей — сельскохозяйственной техники и ж/д-транспорта. Причем активно развивать направление беспилотной агротехники компания планирует не только в России, но и за рубежом — ICT.Moscow об этом подробнее рассказывал в одном из предыдущих выпусков. Таким образом, решение уйти от автономных систем управления автомобилями было принято явно раньше, но в какой именно момент — неизвестно. В конце 2019 года, когда Сбербанк и Cognitive Technologies объявили о создании совместного предприятия, работа над беспилотными автомобилями еще планировалась, что следует из пресс-релиза самого Сбербанка. Сегодня же банк основной акцент делает на разработку ИИ-решений для сельскохозяйствен­ной и рельсовой техники, хотя автомобильный транспорт в описании по-прежнему указан.

Есть и еще одна проблема, которую в контексте сообщения от Cognitive Pilot обозначил основатель Российского поведенческого департамента Арсен Даллакян. Он считает, что беспилотники в их текущем состоянии неинтересны обычному потребителю из-за слишком большой стоимости и невысокого качества. Основной интерес компаний в разработке беспилотного транспорта, по его словам, — GR и венчур, то есть привлечение инвестиций.

Такое утверждение небезосновательно. В сентябре прошлого года офис Яндекса посетил глава московского Дептранса Максим Ликсутов, где заявил о перспективности использования беспилотного транспорта в городской инфраструктуре. Тогда же стало известно, что Яндекс совместно с московским Дептрансом будет тестировать автономные трамваи. А в октябре Максим Ликсутов сообщил о начале применения беспилотного автомобиля на территории Первой градской больницы для доставки медицинских анализов и лекарств. Изучаются перспективы внедрения беспилотников и на российских железных дорогах: в сентябре сообщалось о том, что РЖД начали тестирование интеллектуального управления поездами на базе решения Cognitive Rail Pilot.

Инвестирование в сферу беспилотников также явно прослеживается как тенденция: только американская Waymo за 2020 год привлекла $3 млрд инвестиций от семи различных инвесторов. Да и классический автопром, стремясь не отстать от новичков рынка, тоже готов вкладываться в автономный транспорт. Автоконцерн General Motors с 2013 года разрабатывает собственное направление беспилотников Cruise, а за последние несколько лет в отрасль уже вложились как минимум Ford, Volkswagen и Toyota. И эта тенденция, судя по всему, в ближайшие годы сохранится.

Еще одно направление, к которому также наблюдается интерес государства, —  применение блокчейна. Об этом в частности свидетельствует то, что внедрение технологии в госсекторе находится на третьем месте по числу смарт-практик в мире, согласно недавнему обновлению базы практик ICT.Moscow. Из 165 кейсов на это направление приходятся 28 практик. В их числе российские кейсы по применению технологии для проведения дистанционного электронного голосования, использование блокчейна в РЖД в системе продажи грузовых мест, а также зарубежные практики. Например, для хранения медицинских данных пациентов в Сингапуре и сбора данных о выработке лишней тепловой энергии в Австрии. Изучить практики →


Технологии в действии

  • МТС запустил на ВДНХ видеотрансляцию с аналитикой данных в 4K-качестве через свою пилотную тестовую сеть. Для демонстрации оператор организовал онлайн-трансляцию с HD-видеокамеры 360º по сети 5G.
  • «Ростех» представил базовую станцию R45F для сетей четвертого поколения. Она поддерживает стандарты LTE и LTE Advanced и работает в диапазоне 450 МГц. 
  • В Москве на базе больницы имени С.П. Боткина начали тестировать ИИ-систему для анализа эндоскопических исследований. Система компьютерного зрения изучает изображение, полученное с помощью эндоскопа и отмечает патологию. 
  • Cервис на основе искусственного интеллекта по распознаванию варикоза Aivarix получил патент на систему автоматической диагностики сосудистых патологий.  

Оценка рынков

  • Москва заняла третье место среди 80 городов мира в рейтинге Coronavirus Innovation Map, в котором представлены количество и качество инновационных решений, направленных против COVID-19.
  • IDC: российский ИТ-рынок в 2020 году удержался на уровне 2019 года, его динамика оказалась близка к нулевой.  

Подпишитесь на еженедельную рассылку I CAN TELL, чтобы быть в курсе основных событий ИТ-рынка Москвы

Предыдущие выпуски I CAN TELL

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая платформа о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.

Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0

При поддержке Правительства Москвы