На ICT.Moscow вышел обзор публичной активности пяти российских цифровых экосистем — «Яндекса», «Сбера», VK, МТС и Т-Банка («Т-Технологии») — в области искусственного интеллекта (ИИ) за последние два года.
Всего проанализировано более 600 сообщений с января 2023 года по декабрь 2024 года с упоминанием рассматриваемых компаний. Записи разделены на два условных уровня:
ресурсный — объединяет публикации о крупных моделях искусственного интеллекта данных экосистем, о технологической инфраструктуре, а также об открытых разработках для рынка;
операционный — иллюстрирует практику применения ИИ-разработок экосистемами в собственных продуктах, а также в сторонних — в рамках сотрудничеств. Также он показывает специфику продвижения и монетизации таких проектов.
Среди ключевых выводов по ресурсному уровню:
- в нем 126 публикаций, из которых 39% — это ИИ-сервисы,
разработанные самостоятельно, 9% — сервисы, которые созданы совместно с другими
компаниями. На сообщения об инфраструктуре приходится 12% публикаций. Доля открытых
продуктов для разработчиков ИИ составляет 23%. Новости о запуске и обновлении
нейросетей занимали 12%;
- суммарно
у пяти экосистем обнаружено 22 нейросети, из них половина (11 штук) приходится
на «Сбер». Вместе с «Яндексом» они являются единственными компаниями, имеющими собственные большие языковые модели, созданные с нуля;
- «Сбер»
и Т-Банк наиболее заметны в области ИИ-решений с открытым исходным кодом. Больше
половины их моделей выложены в Open Source. У «Яндекса» также есть открытые
проекты, но их меньше — только одна модель и 3 инструмента;
- в
сотрудничестве с научными организациями в части разработки ИИ замечены «Сбер»,
«Яндекс» и Т-Банк. Партнерами «Яндекса» в создании ИИ-сервисов в публичном
информационном поле становились только научные организации, а у «Сбера» их
больше половины.
Среди ключевых выводов по операционному уровню:
- уровень включает 110 публикаций. 60% всех сообщений
приходится на новости о разных способах внедрения искусственного интеллекта:
64% — это внедрения ИИ экосистемами в собственные продукты, а 36% — это
внедрения, анонсы и тесты ИИ-продуктов экосистемы внешними компаниями;
- на тематическую группу «Соглашения» приходится 33% публикаций.
В ней лидирует «Сбер» с большим отрывом от остальных;
- за последние два года только две экосистемы («Сбер» и
«Т-Технологии») публиковали новости по теме ИИ-лабораторий. В общей повестке
это 5% новостей, а в индивидуальной у экосистемы «Т-Технологии» — 25%, у
«Сбера» — 9%.
Документы по теме:
Исследование ICT.Moscow о запуске и обновлении ИИ-продуктов в российских экосистемах