ГлавнаяЛента

Public Talks

На ICT.Moscow Public Talks обсудили технотренды, барьеры и пользу хайпа

26 февраля 2020, 17:03|
4128

25 февраля ICT.Moscow провел первое мероприятие в формате Public Talks. На панельную дискуссию собрались эксперты в области искусственного интеллекта (ИИ), облачных и иммерсивных технологий, а также ИТ-аналитики. Поговорили об актуальных проблемах отрасли, а также ожидаемых в будущем трендах.

В дискуссии оттолкнулись от двух материалов, недавно опубликованных на ICT.Moscow: об обсуждаемых в СМИ технотрендах 2019 года и о перспективных трендах ближайшего будущего по прогнозам крупных аналитических агентств. 


Спикеры панельной дискуссии:


Интеллект, голос и новая реальность

Дискуссия началась с обмена мнениями о грядущих трендах, которая довольно быстро переросла в обсуждение различных сложностей, которые предстоит преодолеть российской ИТ-отрасли. Роман Доронин согласился с представленными в материалах ICT.Moscow графиками: ИИ, а точнее машинное обучение действительно будет активно развиваться, причем нейронные сети «переедут» с удаленных серверов на сами устройства.

Не до конца согласился с мнением Романа Шамиль Каюмов. Как представитель компании, которая недавно запустила суперкомпьютер «Кристофари» с функцией облачных ИИ-вычислений, он рассчитывает на то, что именно этот тренд выстрелит в будущем, что позволит компаниям сосредоточиться на разработке программного обеспечения, а не «железа».

Ольга Кайрова ждет, что за счет применения ИИ изменится также и принцип общения человека с компьютерами.

Один из главных трендов — замена большинства интерфейсов на диалоговые. Это не обязательно должен быть чат, это может быть голос, диалог с помощью картинок. Мы ждем распространение колонок, супераппов и ботов в разных форматах. Dialog is the next interface — явный тренд, причем и для компаний, и для пользователей.

Ольга Кайрова
Ольга Кайрова

DeepPavlov, МФТИ

Как представитель Ассоциации дополненной и виртуальной реальности, Екатерина Филатова отметила, что верит в будущее иммерсивных технологий. Она рассказала об анализе рынка, который провела AVRA, согласно которому 60% предприятий сегодня уже готовы начать внедрять соответствующие технологии, присматриваются к ним и понимают их потенциальную полезность.

Выслушав мнения коллег, представитель аналитического агентства Gartner Николай Бутвина подвел небольшой итог. Прежде всего он считает, что не стоит забывать о таком тренде как гиперавтоматизация, которое сегодня многие заменили более узким понятием «цифровизация». И, разумеется, нас ждет «мультиэкспириенс», то есть многоканальное взаимодействие человека с машиной или с организациями через цифровые каналы (AR, голосовые интерфейсы, распознавание видеообразов и т.д.)


Хайп — новые возможности или лишние проблемы?

Как видно из нашего опыта изучения аналитики, искусственный интеллект и иммерсивные технологии в 2019 году действительно стали одними из самых обсуждаемых, а в 2020-м и дальше аналитики прогнозируют им дальнейшее распространение и рост. Неудивительно, что это сопровождается «хайпом» — высоким интересом к данным технологиям со стороны бизнеса и пользователей. Способствует ли это успешному развитию и внедрению технологий на деле или, напротив, мешает?

Почти все эксперты отметили, что хайп вокруг технологии как правило искажает ее восприятие. В случае с ИИ, по мнению Ольги Кайровой, он создает у людей ощущение, что «сейчас эти люди поставят ИИ, который сделает все». А в итоге разработчики и интеграторы тратят большое количество времени на то, чтобы убедиться: нынешние ограничения ИИ не позволяют решить поставленную задачу.

Хайп вокруг ИИ мифологизирует его и порождает завышенные ожидания. Например, одна женщина возмущалась по поводу того, что «ваша Алиса очень тупая, она не помогла моей дочке решить задание по английскому». В итоге многие разочаровываются в технологии, узнав о ее ограничениях.

Роман Доронин
Роман Доронин

EORA

Екатерина Филатова отметила, что, с одной стороны, хайп действительно может заглушать информацию о полезности технологии. Но с другой, он же и помогает поддержать интерес молодого поколения, а старшему объяснить, что ничего страшного в технологиях нет и ими можно пользоваться.

Не стоит забывать и о зрелости технологии, напоминает Николай Бутвина. По его словам, часто новые решения становятся хайповыми, еще находясь на стадии разработки, что естественным образом приводит к разочарованию. Но преодолев «долину смерти», они выходят на прибыльность и становятся действительно массовыми.


Данные — доступные, слишком доступные и недоступные

На пути к массовому внедрению искусственного интеллекта стоит еще одна проблема — проблема данных. Одним из трендов 2020 года Николай Бутвина назвал появление «отравленных данных», которые могут негативно влиять на правильность обучения ИИ и, как следствие, дискредитировать его возможности в глазах пользователей. Мысль поддержали Роман Доронин и Шамиль Каюмов, отметив, что это уже происходит. 

Но беда не приходит одна: если от «плохих данных» можно как-то защититься, то разработчиков ожидает еще одна сложность. Сейчас, по словам Романа, в России собрать большие данные достаточно просто. Если в России они практически свободно доступны в больницах (для медицинских ИИ-решений), то американская компания IBM приходится покупать датасеты для суперкомпьютера Watson за большие деньги. То же самое в онлайне: российские ресурсы свободно «парсятся», в большинстве случаев без каких-либо последствий — в отличие от Запада, где все это жестко регламентировано. Представитель SberCloud «успокаивает»:

Государство уже обратило свой взор в эту область. Скоро выйдет закон об управлении данными, будут приняты соответствующие поправки, и история отсутствия регулирования и свободы в ближайшие несколько лет прикроется. У всех данных будет официальный владелец и правила: кто имеет право их покупать и продавать и так далее.

Шамиль Каюмов
Шамиль Каюмов

SberCloud


Романа такая перспектива не слишком вдохновляет. Не имея ничего против регулирования как такового, он напоминает, что у нас не так много альтернатив. В США Facebook и Google, собирая данные за деньги, разрабатывают и выпускают в открытый доступ сложные библиотеки и инструменты обучения ИИ. В России подобного практически нет, что в итоге существенно осложнит разработчикам жизнь.


Специалисты — дефицит, к которому нужен особый подход

Данные и особенности работы с ними — лишь одна сторона вопроса. На другой стороне стоят те, кто этими данными пользуется, то есть разработчики. С ними, по словам экспертов, ситуация не лучше: Шамиль Каюмов говорит, что российский ИТ-рынок занимает 1—1,5% мирового, что очень мало, и компаниям приходится приходить к разным ухищрениям, чтобы не терять специалистов, которые стремятся уехать работать в зарубежные компании.

Кто-то работает с сообществом, кто-то создает тепличные условия для рынка, кто-то создает внешний офис в теплых странах и позволяет сотрудникам перемещаться туда с семьей, но при условии работы на них. Кто-то берет школьников, учит их, дает им возможность зарабатывать с 5-8 класса.

Шамиль Каюмов
Шамиль Каюмов

SberCloud

Екатерина Филатова напоминает, что на проблему нужно смотреть также со стороны тех, кто будет разрабатываемые технологии внедрять. VR может успешно применяться, например, в промышленности, сокращая и время работы, и количество затраченных денег. Но инженеры и проектировщики часто сопротивляются технологии, поскольку не понимают ее.

Внедрение любой технологии требует не только воспитания специалистов, которые ее создают, но и специалистов, которые потом ее будут использовать так, чтобы дорабатывать и улучшать уже созданное. Это можно делать либо силами команды внутри компании (как это уже происходит в «Газпром-Нефти» или Сбербанке), либо с привлечением внешних компаний.

Екатерина Филатова
Екатерина Филатова

AVRA

Николай Бутвина из Gartner назвал три фактора, которые улучшат ситуацию в ближайшие годы. Во-первых, в течение 15-20 лет подрастет и станет трудоспособным поколение людей, которые воспринимают технологии как нечто естественное. Во-вторых, система образования должна адаптироваться под текущие потребности рынка. Наконец, сформируется соответствующая мода. Уже сейчас активно растет спрос на цифровизацию процессов, но компании должны уметь под этот процесс подстроиться.

Считается, чтобы удерживать сотрудников, компании должны относиться к ним так же как к клиентам. Поколения Y и Z могут быть мотивированы меньше зарплатой, а больше некой миссией, окружением и условиями труда. Это тоже способствует конкурентной борьбе не только за клиентов, но и за сотрудников. Такая гонка на рынке только начинается и в ближайшие годы будет сильно разгоняться.

Николай Бутвина
Николай Бутвина

Gartner

Шамиль Каюмов эту мысль поддержал. В отличие от Запада, в России практически отсутствует или незаметна прослойка стартапов и различных фондах при вузах. Во всем мире этот процесс начался давно, а Россия не успела наработать соответствующий опыт. Но в ближайшие 10 лет различные площадки при вузах будут активно появляться и показывать результаты. Главное, подводит итог эксперт, на этом не сэкономить — такие компании на рынке точно обгонят.

 


Параллельно с дискуссией мы запустили опрос в Telegram-чате, чтобы посмотреть, соответствует ли представление нашей аудитории обсуждаемым трендам. Результат оказался предсказуемым: большинство пользователей верит в будущее искусственного интеллекта.

 

 

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.



Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0