logo ict.moscow
logo ict.moscow

ГлавнаяЛента

ICT.Moscow

Изучаем аналитику: ИТ-прогнозы, тенденции и тренды 2020 года

11 февраля 2020|
7867
эксклюзивный
материал

Смена года традиционно становится поводом для определения ИТ-трендов на следующие 12 месяцев и дальше. Аналитические компании строят прогнозы, основываясь на собранных данных и своих исследованиях, крупный бизнес со своей стороны тоже стремится понять, что будет интересно потребителям в ближайшем будущем.

ICT.Moscow изучил прогнозы на 2020-й год семи аналитических компаний: Deloitte, EY, Forrester, Gartner, IDC, KPMG, TrendForce. В них фигурируют не только устоявшиеся ранее тренды, но и несколько новых тенденций. Также мы вместе с экспертами попробовали разобраться, каким образом тренды и бизнес влияют друг на друга.

 

Из всех технологий и связанных с ними бизнес-моделей мы выбрали те, которые упоминаются чаще остальных (по крайней мере у двух компаний), а также 5G — новое поколение связи, пилотирование и внедрение которого неизбежно происходит во многих странах, включая Россию. В результате получился список из девяти технологий. Количество их упоминаний представлено в таблице.

В результате изучения прогнозов и общения с экспертами удалось понять следующее:

  • на рынке отмечаются новые тенденции — развитие периферийных вычислений и возникновение супераппов;
  • периферийные вычисления могут быть интересны разработчикам новых решений для бизнеса и индустрии;
  • суперприложения активно появляются в Китае и России, а на Западе интерес к ним только появился, поэтому к ним стоит присмотреться бизнесу, в том числе малому;
  • в обозримом будущем искусственный интеллект, беспилотники и иммерсивные технологии продолжат развиваться, поэтому заинтересованному бизнесу по-прежнему стоит сосредоточить на них внимание;
  • перечисленные выше пункты актуальны прежде всего для тех компаний, которые при разработке стратегии ориентируются на актуальные тренды, но эксперты говорят, что некоторые прорывные решения не должны подстраиваться под положение на рынке, поскольку могут формировать новые тенденции.

 


Краткие определения

Периферийные вычисления (edge computing, иногда «туманные вычисления») — подход, при котором данные с датчиков и умных устройств не передаются в ЦОД, а обрабатываются на месте самими устройствами либо расположенным рядом сервером. То есть на периферии инфраструктуры сети. Такой подход позволяет до минимума сократить время, затрачиваемое на вычисления, и ускорить принятие решений умными устройствами — например, машинами с автопилотом или производственными роботами.

Суперапп (суперприложение, мультиплатформа, мегаплатформа) — мобильное приложение либо онлайн-платформа с мобильным приложением, которое благодаря встроенным микросервисам (или «микроприложениям») позволяет решать широкий круг задач, не выходя за его пределы. В потребительской сфере с помощью супераппа можно покупать товар в онлайн-магазинах, бронировать и покупать билеты в кино, театры и на транспорт, переводить деньги и т.д.



Периферийные вычисления в центре внимания

В целом картина наиболее упоминаемых технологий выглядит знакомо. Большинство регулярно упоминается в СМИ, в том числе российских — см. наш разбор ИТ-медиатрендов 2019 года. Но два пункта из приведенной выше таблицы являются «новичками» в широкой информационной повестке.

Тенденцию к использованию периферийных вычислений в бизнесе в 2020 году отмечают сразу пять компаний, тогда как в прогнозах на 2019 год они практически отсутствовали. Из крупных аналитических компаний только IDC и Gartner ранее упоминали эту технологию. Причем IDC — с перспективой на несколько лет вперед: «К 2022 году более 40% облачных организаций будут использовать периферийные вычисления». Иными словами, это был прогноз даже не на 2020-й, а скорее на более поздние годы, который сейчас подтверждается мнениями Deloitte и KPMG. В Forrester считают, что именно 2020-й станет годом решающего рывка для периферийных вычислений.

Технология идет бок-о-бок с облачными решениями (также упоминается во многих прогнозах, но уже далеко не первый год), но в данном случае «облако» используется иначе. Вместо того, чтобы передавать большой массив данных в ЦОДы, информация обрабатывается прямо на месте — на серверах прямо на производстве или на умных устройствах. Это важно для скорости работы устройств в системах интернета вещей (IoT), где автоматика должна сама принимать решение в зависимости от меняющейся ситуации. Самый характерный пример — машины с автопилотом, для которых даже миллисекунды, затрачиваемые на обмен данными, могут быть критично важными.

Аналитики Gartner подчеркивают, что усиление периферийных вычислений необходимо для развития интернета вещей. Особенно это актуально для специфичных областей, таких как мануфактура или ритейл, но ожидается развитие IoT во всей индустрии в целом. IDC прогнозирует распространение периферийных вычислений на производствах, где постепенно внедряются различные промышленные роботы:«К 2023 году инфраструктура более чем половины новых предприятий будет строиться на периферийных вычислениях — против менее чем 10% сегодня».


Супераппы продвигаются с Востока на Запад

Еще год назад практически никто из аналитиков не упоминал о супераппах (суперприложениях, мультиплатформах, мегаплатформах) с функционалом XaaS (Everything-as-a-Service) как о трендовой технологии. Опять же, о перспективе их появления из крупных агентств писал IDC, и в 2020 году спрогнозировал дальнейшее развитие этого тренда: «К 2023 году по крайней мере 75% рынка консолидируется вокруг пяти публичных облачных мегаплатформ». Посвященное ИТ-трендам 2020 года исследование Deloitte также подтверждает, что компании будут склонны к объединению в рамках мультиплатформ с системой микросервисов.

Стоит отметить, что это сравнительно новый опыт для Запада, тогда как в Китае система супераппов уже развита. Наиболее яркий пример — появившийся в 2011 году WeChat. Изначально платформа для общения, сейчас она выполняет функции платежного сервиса, онлайн-витрины магазинов, госуслуг и др. За все отвечают встроенные мини-приложения.

В 2019 году настоящий «бум» супераппов произошел в России. В октябре Mail.Ru Group объявил о планах разработки суперприложения на основе принадлежащей ей соцсети «ВКонтакте» (платежный сервис VK Pay был запущен в 2018 году). В декабре о тестировании своего супераппа сообщил Тинькофф-Банк, и уже до конца года выпустил соответствующее обновление своего iOS- и Android-приложения. На следующий день аналогичную разработку анонсировал ВТБ с планами выпуска в третьем квартале 2020-го. Приложения Сбербанка и Яндекса тоже в определенной степени обладают «суперапповским» функционалом: имеют встроенные микросервисы, позволяющие бронировать столики в рестораны, покупать билеты на транспорт и в кино и так далее.

Таким образом, в Китае и России уже отмечается формирование данной бизнес-модели, тогда как западные аналитики пока только изучают ее возможности и перспективы. Так, в статье KPMG от июня 2019 года отмечается, что потребитель пока не требует суперприложений, но определенно заинтересован в их возможностях.


ИИ, БПЛА и VR/AR остаются в трендах

Упоминаемый практически всеми аналитиками искусственный интеллект (ИИ, AI) действительно активно изучается и уже внедряется в различные бизнес-процессы. Это подтверждается собранными нами данными для базы практик ИИ, которая будет представлена на ICT.Moscow в феврале, а также количеством упоминаний в российских СМИ, которые мы изучили в начале года.

Само собой, ИИ — тренд не новый, он упоминался и в более ранних прогнозах. Например, Gartner на 2019 год прогнозировал развитие ИИ в контексте разработки новых приложений и безопасности. А к началу 2021-го они ожидают на порядок возросшее распространение виртуальных помощников среди сотрудников в цифровойм сегменте: 25% против 2% на начало 2019 года. Стоит добавить, что помимо голосовых помощников постепенно появляются и визуализированные ИИ-ассистенты — например, представленный на CES-2020 Neon Artificial Human.

Регулярные упоминания беспилотников (к которым относится и наземный, и летательный автономный транспорт) тоже вполне объяснимы. Крупнейшие мировые и российские компании работают в этом направлении. В Штатах в начале года был представлен автономный микроавтобус Origin (компании Cruise, принадлежащей гиганту General Motors). В России по данному направлению работают как минимум Яндекс и КамАЗ (судьба его проекта «1221 Шатл» пока неизвестна), а Cognitive Technologies разрабатывает ИИ-решения для беспилотников. Во второй половине февраля о беспилотниках в контексте запуска сетей 5G мы расскажем в нашей бизнес-рассылке — подпишитесь, чтобы не пропустить.

На иммерсивные технологии — виртуальную (VR) и дополненную (AR) реальность — аналитики обращают внимание также не первый год. Например, компания PwC включила AR и VR в список восьми ключевых технологий еще в 2016 году. Gartner ожидает, что в будущем иммерсивные технологии сформируют у человека мультимодальное восприятие.


Как бизнес и тренды влияют друг на друга

В попытке разобраться, каким образом формируются тренды и как они влияют на рынок и его будущее, мы столкнулись с разными точками зрения. Генеральный директор компании «ГЛОНАСС БДД» (совместное предприятие «Ростеха» и АО «ГЛОНАСС») Максим Нечеухин считает оценку рынка принципиально важной.

Любой новый продукт, каким бы он ни казался интересным для изобретателя, всегда нужно оценивать на ранних стадиях, исходя из потребностей рынка. Он может быть оценен на основе тренда и емкости уже существующих рынков или смежных, если продукт уникальный. Стоит попробовать найти потенциального клиента и уточнить его потребности — это определяет успех продукта при реализации.

Максим Нечеухин
Максим Нечеухин

генеральный директор компании «ГЛОНАСС БДД» (совместное предприятие «Ростеха» и АО «ГЛОНАСС»)

Тимур Ахмеров, генеральный директор «БАРС Груп» (дочерняя компания Национального центра информатизации «Ростеха») согласен с тем, что если коммерческая идея не интересна потребителю или слишком дорога в производстве, успешной она не станет. Но по его мнению, одной только оценки рынка недостаточно.

Действительно «прорывные» технологии создаются гениальными людьми, которые не исследуют рынок, а формируют его. Умение формировать спрос важнее анализа рынка.

Тимур Ахмеров
Тимур Ахмеров

генеральный директор «БАРС Груп» (дочерняя компания Национального центра информатизации «Ростеха»)

Иными словами, если Максим Нечеухин считает, что тренды предопределяют появление на рынке новых технологий, то Тимур Ахмеров придерживается противоположной точки зрения: тренды формируются на основе прорывных решений.

Рассмотренные нами в прогнозах аналитиков технологии подтверждают обе точки зрения. Так, интерес к периферийным вычислениям на рынке возник вследствие развития смежных технологий — «облака» и интернета вещей, где такой тип вычислений должен стать основным.

VR и AR, в свою очередь, появились отнюдь не потому, что на рынке был спрос. Технологии позволили реализовать виртуальную реальность, и несколько крупных игроков (Oculus, HTC, Microsoft, Samsung) создали соответствующую нишу. Которая к сегодняшнему дню сформировала упоминаемый сразу в нескольких крупных прогнозах тренд, и уже он постепенно предопределяет интерес компаний к технологии. Например, ее упомянул заместитель генерального директора Концерна «Автоматика» госкорпорации «Ростех» Павел Смирнов:

Не стану перечислять все технологии, находящиеся на подъеме кривой Гартнера, отмечу одну — дополненная и виртуальная реальность. Есть два фактора, которые позволят этой технологии завоевать широчайшую аудиторию пользователей: развитие сетей мобильной связи (внедрение 5G и 6G) и появление на рынке удобных и функциональных AR/VR-очков. Когда эти условия будут выполнены, технология начнет проникать в очень многие аспекты жизни обычных пользователей и наполняться контентом.

Павел Смирнов
Павел Смирнов

заместитель генерального директора Концерна «Автоматика» госкорпорации «Ростех»

 

Куда смотреть бизнесу 

Компаниям и стартапам, которые все же ориентируются на тренды, мы бы прежде всего рекомендовали обратить внимание на супераппы. Бизнесу стоит искать возможности встраиваться в развивающиеся приложения крупных игроков рынка (Сбербанк, ВТБ, Тинькофф-Банк, Яндекс, Mail.Ru Group). Судя по предположениям аналитиков и по примеру китайского WeChat, рынок действительно будет концентрироваться вокруг них, и чем раньше удастся занять свободные ниши микросервисов в новых экосистемах, тем комфортнее там будет бизнесу.

Рост интереса к периферийным вычислениям открывает новые возможности для разработчиков, поскольку на рынке будет появляться все больший спрос на быстрые и удобные решения. Это связано с постепенным распространением интернета вещей, которое, вероятно, будет только ускоряться. В ближайшие годы ожидается запуск беспилотного транспорта в мегаполисах, крупные производства постепенно внедряют умную робототехнику и так далее. 

Само собой, отбрасывать в сторону все остальные решения в области ИИ, беспилотного транспорта (в том числе дронов), иммерсивных технологий тоже не стоит. Они постепенно будут развиваться и внедряться в различные бизнес-процессы. Правда, внедрение VR/AR-решений, по мнению Павла Смирнова, будет происходить небыстро: в течение следующих 5-10 лет.

 


Практически все опрошенные нами эксперты отметили искусственный интеллект и технологии работы с большими данными как наиболее перспективные ИТ-направления. Очевидно, 2020 год в некотором смысле станет «годом ИИ», учитывая его обсуждаемость в СМИ, интерес со стороны компаний и повышенное внимание аналитиков. Чтобы не пропустить запуск базы знаний искусственного интеллекта ICT.Moscow, оставьте свой email на странице проекта.

Приглашаем вас обсудить этот и остальные тренды на нашу панельную дискуссию, которая состоится 25 февраля в 16:00 на площадке «SOK Земляной вал»! Следите за подробностями в нашем телеграм-канале!

 


Над статьей работали:

Текст: Макс Дворак

Аналитика: Артем Шиян

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая платформа о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.

Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0

При поддержке Правительства Москвы