В начале декабря МТС начал продавать среднему и крупному бизнесу «виртуального юриста» — систему Norma для автоматической работы с документами.
По словам разработчиков, решение анализирует юридические документы, систематизирует их, следит за исполнением контрактов и присылает напоминания о продлении соглашений или истечении сроков. Система также может выявить риски нарушения контракта.
Карточка Norma на ICT.Moscow
ICT.Moscow опросил участников рынка и узнал, насколько данное LegalTech-решение будет востребовано у компаний, каких ИТ-разработок ждут юристы и что им готовы предложить разработчики, а также в какой степени технологии смогут заменить специалистов права.
«Виртуального юриста» в МТС считают своим первым LegalTech-решением для внешнего рынка. До этого компания вела продажи конструктора документов, который теперь также встроен в робота-юриста, а Norma представляет собой гораздо более сложный и комплексный LegalTech-продукт, говорит представитель телеком-компании.
Norma — это комплексное решение в сфере контрактного менеджмента. Norma позволяет автоматизировать рутинные задачи юристов, она «читает» и составляет документы и предлагает оптимальный алгоритм действий сотруднику, что позволяет грамотно построить рабочий график и оптимизировать работу юридического департамента.
Однако, по мнению представителя хостинг-провайдера REG.RU, решение оператора — это продвинутая вариация на тему автоматизации работы с архивом (отслеживание срока действия договора, автоматизированная рассылка уведомлений, заполнение типовых форм).
Внешне все это походит на «докрученную» систему ЭДО и конструктор типовых документов. То есть определенно не является «сильным ИИ». Подобные системы были востребованы и до интеграции сколько-нибудь сложных систем: алгоритмов обработки естественного языка, систем компьютерного зрения.
В свою очередь в МТС уточняют, что продукт является уникальным и технически сложным и ориентирован на компании с масштабным документооборотом. По мнению экспертов, ниша для таких продуктов достаточно узкая.
Максимум — это топ-500 РБК. У всех остальных участников рынка просто нет такого объема документации. Кроме того, многие игроки такого масштаба предпочитают собственную разработку в силу разных причин.
В REG.RU не исключают, что продукт оператора будет востребован у крупного бизнеса, и обращают внимание на то, что в отношении небольших компаний чрезвычайно важен вопрос стоимости интеграции таких решений.
Имея на руках довольно обширный рынок систем электронного документооборота, бизнес на практике зачастую экономит на автоматизации процессов и нормализации документооборота.
С ним соглашается и Михаил Александров из A2Time.RU и A2.Legal, отмечая, что компаниям-гигантам необходимо демократизировать технологии, иначе «потребителями «роботов-юристов» останутся организации, у которых и сейчас этих юристов в штате сотни или даже тысячи». В юридической компании «Гарант» полагают, что востребованность данного продукта будет зависеть от многих факторов.
Будет ли конкретное решение востребовано, зависит не только от продуктовых аспектов, но и от поддержки внедрения, качества сервиса, возможностей кастомизации. Наличие внутри решения искусственного интеллекта само по себе не является потребительским свойством. Это технология. Клиенту важен результат.
Автоматический анализ фактического содержания юридических документов и мониторинг их исполнения — это важная задача для большинства компаний и перспективная область для оптимизации, уточняют в МТС. Оператор понимает, что рынок ждет качественных LegalTech-решений за разумные деньги и не исключает, что сможет предложить и другие LegalTech-решения отрасли уже в следующем году.
Все опрошенные ICT.Moscow эксперты говорят о росте интереса бизнеса к LegalTech-решениям. По данным исследования «LegalTech Index Россия», в котором «Гарант» изучает востребованность тех или иных продуктов, наиболее популярными оказались решения в области Legal research и электронного документооборота, рассказывает Вадим Барон из «Гаранта». При этом небольшой процент внедрения пока у таких сервисов, как управление интеллектуальной собственностью и интеллектуальный анализ правовых документов.
Связано это, вероятно, с историей развития конкретных продуктов и сервисов. Например, система ГАРАНТ в следующем году отмечает 30-летие, поэтому встретить сегодня юриста, который не пользовался бы справочной правовой системой (решение в области LegalTech), довольно проблематично.
О востребованности решений, связанных с оптимизацией документооборота, говорит и Павел Патрикеев из REG.RU. По словам Михаила Александрова из A2Time.RU и A2.Legal, юристам корпораций (которые являются основными заказчиками) нужно все, что поможет автоматизировать «вал» бумажной работы. Речь идет о программных роботах, которые пишут типовые договоры, выпускают доверенности или рассылают стандартные иски. В свою очередь консалтингу нужны платформы для поиска клиентов и системы организации собственной работы, помогающие повысить эффективность управления практикой, отмечает эксперт.
В МТС считают, что рынок LegalTech технологиями перегружен.
Очень много хайпа и футуристических концепций мира, где юристов заменили роботы, но по факту очень мало хороших продуктов, которые могут помочь юристам на практике. На мой взгляд, необходимо больше реальных кейсов применения уже существующих технологий.
Далеко не все участники рынка согласны с представителем телеком-компании и видят огромный потенциал LegalTech-рынка как в России, так и в Москве.
К примеру, в REG.RU говорят о том, что до сих пор отсутствуют полноценные системы с сильным AI: многие решения представляют собой лишь усовершенствованные версии правовых справочных информационных систем или вариации на тему систем электронного документооборота, конструктора документов.
Ключевым при адаптации к использованию такого инструмента, по моему мнению, является подход LegalTech by design, когда изначально построение архитектуры базовых организационных процессов осуществляется с учетом применения новых технологий, а не происходит подтягивание под «прокрустово ложе технологий» уже существующих процессов.
Автоматизация также должна подталкивать к совместному пользованию информационными ресурсами на уровне всей компании, к развитию общей экосистемы, уточняет эксперт.
В МТС говорят о тренде концентрации LegalTech-компетенций внутри больших корпораций. По мнению Михаила Александрова, прерогатива «инхаус» — это AI, роботы, конструкторы документов. Другим же разработчикам по-прежнему «не дает покоя» идея создания платформы для юристов.
За последний год стали заметны AdvoStar, «ЛюдиПрава», ну и наш проект — А2.Legal. В эту же сферу двинулся проект Platforma.Online. У всех немного разные подходы и платформы. Кто быстрее нащупает работающую бизнес-модель, тот и станет лидером рынка.
В целом, процесс внедрения технологий большинством компаний рассматривается как нечто чрезвычайно затратное, указывают эксперты. В связи с этим сначала LegalTech будут применять компании-флагманы, затем под условия конкуренции подстроятся и другие.
Участники рынка выделяют сразу несколько проблемных аспектов, связанных с цифровизацией отрасли.
Надо понимать, что ни одно LegalTech-решение на рынке сейчас не конкурирует с другим. Напротив, мы все конкурируем со слабым уровнем технологизации юристов как таковых и со слабым же уровнем юридического бизнеса в целом.
По мнению эксперта, основной барьер для входа заключается в том, что потребности в тех или иных решениях часто не осознанны (если речь идет про консалтинг). В корпорациях, указывает Александров, в условиях отсутствия экономического роста и с учетом относительно низких зарплат — многие процессы выгоднее не цифровизировать, а просто «нанять еще одни руки».
О том, что интеграция LegalTech-решений идет вразрез с применением почасовой ставки в деятельности консалтинга, говорит Павел Патрикеев из REG.RU. По его мнению, подход, где временные затраты увеличивают выгоду консультанта, может стать нерелевантным. Кроме того, эксперт указывает еще на одну проблему — необходимость корректировки юридической системы образования.
Вероятно, что в будущем знание одного пакета Microsoft Office или справочных правовых систем вроде «КонсультантПлюс» может оказаться недостаточным для того, чтобы выпускник юридического факультета оказался готов к реальной юридической работе с применением новых технологий.
Это особенно актуально в связи с тем, что LegalTech-решения все-таки не смогут заменить юристов, говорят участники рынка. Технологии способны только усовершенствовать сервис и оптимизировать расходы.
LegalTech-решения не могут принимать решения, вести переговоры, искать компромиссы, они лишены чувства справедливости и сострадания. LegalTech может помочь юристу сделать свою работу быстрее и качественнее, но не может заменить его.
По мнению Дениса Гаврилова, директора по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в страховании, применение LegalTech возможно в двух сценариях:
Первый – когда роботизированное решение полностью заменяет человека. Например, LegalTech-решение готовит иск в суд или подготавливает досудебную претензию по шаблону, используя реквизиты ответчика из базы страховой компании. Для типовых случаев такие операции могут быть 100% автоматизированы. Второй вариант – это использование робота в качестве помощника, который осуществляет подготовительную работу. Например, готовит проект, который юрист потом проверяет и дорабатывает либо верифицирует. Иногда второй вариант является переходным к первому и используется на этапе пилотного тестирования или внедрения.
Избавляясь от необходимости заниматься рутинными процессами, юристы должны воспринимать себя в качестве аналитика и архитектора правовых процедур, становиться более вовлеченными в бизнес-процессы для предоставления комплексных правовых решений. LegalTech открывает возможности к дальнейшей тотальной персонализации юридических услуг, говорят участники рынка.
Если вы хотите рассказать о применении цифровых технологий в другой сфере, пишите на hello@ict.moscow
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.