В начале ноября власти Москвы сообщили о планах запустить в столице MaaS-платформу (Mobility-as-a-Service, «мобильность как услуга»), в которой будут объединены все городские, а также ряд частных транспортных сервисов. Таким образом, в столице до конца 2021 года планируется реализовать концепцию мультимодальности, в которой разные виды транспорта объединены в едином цифровом пространстве, а маршруты и тарифы персонализированы под пользователя.
Такое стремление Москвы соответствует контексту мирового тренда в сфере транспорта — на постепенную реализацию концепции MaaS на уровне города. Об этом говорят, в частности, аналитики. Verified Market Research прогнозируют рост глобального рынка Mobility-as-a-Service с $49,7 млрд в 2019 году до $271,7 млрд в 2027-м, а прогноз Market Research Future еще более позитивный: рост со среднегодовой скоростью 38,9% до 2024 года, когда объем рынка достигнет $484,2 млрд.
Два года назад ICT.Moscow проводил анализ-исследование «Smart Mobility сегодня и завтра», в котором удалось определить ряд транспортных сервисов будущего: в частности, планирование маршрутов с применением ИИ, объединение разных типов поездок, персонализированные программы лояльности. Изучение мирового опыта и планов городов показывает, что сегодня эти сервисы будущего постепенно становятся реальностью.
Чтобы понять актуальное состояние, а также перспективы развития и применения MaaS в мире, ICT.Moscow изучил опыт развития этой концепции некоторыми мировыми мегаполисами, а также обсудил с экспертами ее ключевые особенности и барьеры. В частности, мнением поделились представители московского Дептранса, консалтинговой компании McKinsey, которая в 2018 году выпускала исследование «Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха», а также представители профильных компаний: «Урбантех», Arenadata, НПЦ «БизнесАвтоматика».
Сегодня MaaS воспринимается как новый и перспективный подход к развитию городской мобильности. С одной стороны, об этом говорится в актуальных транспортных стратегиях тех городов, которые заняли высокие места в рейтинге, составленном McKinsey в рамках исследования 2018 года (в частности, это Гонконг, Сингапур, Чикаго, Мельбурн). Например, в стратегии развития транспорта Мельбурна до 2030 года говорится, что «все виды транспорта должны функционировать для пользователя как бесшовная система благодаря коммуникационным технологиям».
С другой стороны, этот тренд подтверждается и экспертами, представителями консалтинга и профильного бизнеса.
партнер McKinsey & Company, руководитель экспертной группы по туризму, транспорту и логистике в России и СНГ
Роман Дзвинко, исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика», компании — разработчика комплексных информационных систем и средств защиты информации, считает внедрение MaaS в транспортные инфраструктуры мегаполисов не просто важным, но необходимым этапом.
исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика»
Одно из преимуществ MaaS — возможная выгода как для оператора такой платформы, так и для конечного потребителя. Об этом в своей статье на РБК пишет инвестиционный директор Skolkovo Ventures Егор Попов: по его словам, компания — владелец MaaS-системы обеспечит более высокий чек за каждую поездку, притом что расходы пользователя сократятся.
Евгений Николаев из компании «Урбантех» называет причину, по которой о внедрении MaaS-платформ в транспортные сети мегаполисов есть смысл говорить именно сегодня, — готовность ИТ-инфраструктуры.
директор по партнерствам и инвестициям «Урбантех»
Говоря о «разрозненности решений и услуг», необходимо понимать, что в рамках концепции MaaS они разделяются на две основные составляющие: сервисы, разработанные городами, а также — частными компаниями из ИТ-сектора. Вадим Покотило из McKinsey в качестве примеров частных MaaS-разработок приводит Google, Moovit, Whim, а среди российских — Яндекс. И добавляет, что почти в каждом крупном городе, особенно среди тех, которые фигурируют в бенчмарк-исследовании (Сингапур, Лондон, Гонконг), есть популярные городские MaaS-приложения. Их примеры действительно можно найти в ряде мировых мегаполисов: My Transport в Сингапуре, HKeMobility в Гонконге, s'hail в Дубае.
партнер McKinsey & Company, руководитель экспертной группы по туризму, транспорту и логистике в России и СНГ
Преимуществом городских MaaS-приложений эксперт, в свою очередь, называет доступность более актуальной информации (в частности — о ситуации с движением транспорта), а также доступность интегрированной системы оплаты.
Основа единой MaaS-платформы любого города — большое количество разрозненных данных из разных источников. В частности, аналитики Deloitte упоминают вопрос интеграции данных из разных систем как один из основных для разработчиков и операторов MaaS-платформ. Об этой же сложности говорят и опрошенные ICT.Moscow эксперты, в том числе и Елена Устюгова из компании — вендора платформы хранения и обработки больших данных Arenadata.
ведущий системный аналитик Arenadata
Представитель международного Альянса MaaS Гаранс Лефевр утверждает, что для успешного развития MaaS необходимо наладить передачу данных не только со стороны города — частному сектору (в рамках их сервисов), но и наоборот: от частных компаний — городу. В числе прочего эта информация позволит более эффективно регулировать транспортный сектор: например, определиться с дальнейшим развитием инфраструктуры.
Отсюда возникает ориентированность ряда мировых мегаполисов на формирование централизованных платформ для обмена данными. Департамент транспорта Гонконга в своей стратегии выступает инициатором развития открытой городской платформы больших данных, в рамках которой собирается информация из различных источников, в том числе транспортных компаний. А использование мобильных устройств с приложением HKeMobility предполагает сбор данных о перемещениях пользователей, которые в дальнейшем используются для более совершенного управления транспортными потоками.
В некоторых стратегиях подразумевается, что инициатива по сбору данных должна идти со стороны бизнеса, а город должен обеспечить регуляторные рамки. К примеру, власти Чикаго планируют поддерживать создание интегрированных сервисов, стимулировать разработчиков создавать новые приложения, а также сделать создание таких приложений дополнительным условием для лицензирования компаний-перевозчиков. Также в их планах — разработка «единых, подробных и безопасных требований к обмену данными» между государственными и частными игроками транспортной отрасли.
ведущий системный аналитик Arenadata
Еще одна ключевая функция успешной MaaS-платформы — единая бесшовная билетная система.
Одно из немногих приложений от технологических компаний, в которое интегрирована система оплаты, — Whim. Оно работает в Финляндии, и там прерогатива интеграции оплаты с построением мультимодального маршрута именно на стороне города.
партнер McKinsey & Company, руководитель экспертной группы по туризму, транспорту и логистике в России и СНГ
Интеграция платежных сервисов в городской MaaS является одним из ключевых приоритетов многих мировых мегаполисов. Например, в программе Амстердама запланирована разработка функций MaaS-супераппа к 2023 году, поначалу он будет запущен не во всем городе, а только в одном из бизнес-районов.
На этом уровне уже можно говорить об определенной персонализированности, когда система автоматически определяет стоимость поездки в зависимости от маршрута и используемых транспортных средств. Так, в Гамбурге разрабатывается система под названием Check-In/Be-Out, в которой сумма оплаты за поездку будет определяться на основе маршрута пользователя, по геолокации.
Подобные планы есть и у Москвы. В сентябре глава московского Дептранса Максим Ликсутов немного рассказал о том, как планируется развивать платформу в ближайшем будущем.
вице-мэр Москвы
При этом транспортные тарифы планируется сделать персонализированными — дать возможность пользователям выбирать маршруты в зависимости от удобных тарифов.
В московском Дептрансе ICT.Moscow рассказали о том, что для реализации этой концепции билетную систему пришлось выстраивать практически с нуля.
Дептранс Москвы
Пресс-служба
Московский MaaS сегодня строится на базе приложений «Московский транспорт» и «Метро Москвы». В первое уже интегрирован принцип мультимодальности, предполагающий построение сложных маршрутов с использованием разного типа городского транспорта, а также частично интегрирована билетная система (есть возможность пополнить проездной «Тройка»). Отдельно включены сервисы микромобильности — возможность арендовать велосипеды и электросамокаты, а также машины каршеринга. Однако в развитии этих функций еще предстоит проделать большую работу — не только Москве, но и другим мировым мегаполисам.
Интеграция максимального числа участников транспортного сегмента также заявляется как один из приоритетов во многих стратегиях мегаполисов, который уже начинает частично реализовываться.
В программе Чикаго, например, предполагается создать MaaS-сервис на основе транспортного приложения Ventra, к которому должна быть подключена сеть велопроката, а также запущен сервис проката электросамокатов. А в Гамбурге уже действует комбинированное приложение для шеринга от разных компаний Switchh, которое частично реализует концепцию единой MaaS-платформы. В будущем его планируется интегрировать в официальное транспортное приложение HVV. Некоторые города также планируют в рамках MaaS-проектов запускать персонализированные автобусные перевозки. В том же Гамбурге в 2019 году запущен проект Moia, совмещающий в себе функции такси (подача по заказу через приложение в смартфоне) и автобусов (поездки с другими пассажирами).
Однако до полноценной реализации пока далеко: эксперты говорят о фундаментальном барьере, который городам и компаниям предстоит преодолеть для создания полноценного MaaS.
Почти всегда интеграция заканчивается не на глубоком уровне, а в рамках ссылки: можно построить маршрут, алгоритм срабатывает, но дальше для поездки условной последней (или первой) мили на такси надо переходить в другое приложение. Ситуация везде выглядит так, и это фундаментальный барьер, который ограничивает развитие MaaS.
партнер McKinsey & Company, руководитель экспертной группы по туризму, транспорту и логистике в России и СНГ
Такой же точки зрения придерживается исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика» Роман Дзвинко.
исполнительный директор НПЦ «БизнесАвтоматика»
Московский Дептранс, в свою очередь, рассчитывает на то, что в следующем году сможет этот барьер преодолеть: в начале ноября глава ведомства Максим Ликсутов рассказал, что завершить работу по интеграции городских и частных транспортных сервисов в единую MaaS-платформу планируется до конца 2021 года. Что даст компаниям — сервисам мобильности включение в столичную MaaS-платформу, ICT.Moscow рассказал представитель Дептранса.
Включение в столичную MaaS-платформу позволит компаниям — разработчикам получить доступ к популярным транспортным сервисам города Москвы по модели SaaS (сервис как услуга). Например, сервис загруженности УДС, перекрытия, прогноз прибытия автобусов на остановки и многие другие. У пользователей всех видов городской мобильности должна быть единая информация.
С помощью городского приложения операторы и перевозчики получат новые возможности для продвижения своих услуг у большой аудитории. Также за счет качества и доступности внутри платформы будет создана равная конкурентная среда для участников.
Дептранс Москвы
Пресс-служба
В приложении «Московский транспорт» уже постепенно встраиваются частные транспортные сервисы от Яндекса, «Ситимобила». При этом исполнительный директор «Ситимобил» Виталий Бедарев в середине ноября заявил о готовности и дальше интегрироваться с московским общественным транспортом.
В мире также есть примеры преодоления сложностей с интеграцией частных компаний в городские MaaS-сервисы. Об одном из наиболее успешных ICT.Moscow рассказал Вадим Покотило из McKinsey. В качестве примера он привел Хельсинки, чей опыт (успех которого подтверждается, в частности, тем фактом, что именно там действует частное приложение Whim с уже интегрированной системой оплаты) может положить начало общемировому тренду.
Конечно, есть контраргумент от технологических компаний: существует угроза потери доли бизнеса. Но если во главу угла ставить пользовательский опыт и эффективность транспортной системы, то такой кардинальный подход, как в Хельсинки, на уровне закона, можно рассмотреть как более эффективный за счет стимулов. Город многим компаниям дает преференции (например, право на бесплатную парковку для каршеринговых сервисов).
партнер McKinsey & Company, руководитель экспертной группы по туризму, транспорту и логистике в России и СНГ
По мнению аналитиков, преодолеть данные барьеры ни одна компания в одиночку не сможет. В прошлогоднем отчете KPMG «Мобильность 2030: Преобразование ландшафта мобильности» прямо говорится, что только объединение компаний из разных секторов обеспечит возможность развитию концепции MaaS. К такому же выводу пришли и в Международной ассоциации наук о дорожном движении и безопасности (International Association of Traffic and Safety Sciences, IATSS) в прошлогоднем отчете о трендах в сфере регуляторики MaaS. На примере Финляндии авторы демонстрируют, что драйвером MaaS должен выступать как частный сектор (разработка систем), так и власти (со стороны регулирования). Отдельно аналитики подчеркивают, что пока реализация концепции MaaS в мире находится на начальном этапе, но в перспективе она изменит мировой подход к городской мобильности.
Конкретных прогнозов о том, как на развитие MaaS повлияет COVID-19, пока нет. В Deloitte одним из вероятных сценариев считают значительный рост присутствия частного сектора в транспортных системах за счет партнерства с правительством: в числе прочего это должно подстегнуть и развитие MaaS.
Поделиться мнением относительно перспектив MaaS в Москве и других городах России и мира можно, написав на hello@ict.moscow
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.