ГлавнаяЛента

Статьи

Технологии в туризме и культурном досуге: перспективы платформ и влияние COVID-19

14 сентября 2020, 12:42|
15820

Профессиональный ресурс о сфере музеев, парков развлечений и других достопримечательностей — Blooloop.com — в начале года назвал шесть технологических трендов в области досуга на 2020-й. В этот список вошли виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR), искусственный интеллект (ИИ), интерактивность, а также роботы и киберспорт. Последние сменили ботов и голосовое управление, фигурировавших в перечне на 2019-й. И хотя прогноз на текущий год был сделан до того, как мир столкнулся с пандемией коронавируса, он тем не менее описывает дальнейшее смещение развития культурного досуга и туризма в онлайн-сферу.

ICT.Moscow узнал у разработчиков цифровых решений для учреждений культуры и у представителей музеев об особенностях их взаимодействия и поинтересовался, как они оценивают цифровые платформы в этой области. Эксперты рассказали об изменении спроса на цифровые решения в области туризма и культурного досуга в период пандемии. Помимо этого, в материале собраны практики и примеры применения в Москве и за рубежом перспективных технологий в этой сфере.

Культурные клиенты

Замдиректора ГМИИ им. А.С. Пушкина по цифровому развитию и завкафедры информационных технологий в сфере культуры НИУ ВШЭ Владимир Определенов обозначил важный вопрос во взаимодействии музея как заказчика с ИТ-разработчиками — понимание того, что нужно каждой стороне. Усложняет ситуацию то, что в учреждениях культуры редко встречаются четко прописанные бизнес-процессы.

Разработчик чаще всего не понимает нашу организационную структуру, не понимает, как устроен внутренний бизнес-процесс. Это накладывается на то, что бизнес-процессы четко в музее не прописаны или прописаны недостаточно качественно. Самое сложное — сначала подготовить почву в музее для того, чтобы любой технологический продукт можно было в принципе внедрить. 

Владимир Определенов

заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по цифровому развитию

Определенов подчеркивает, что после того как написано детальное техническое задание, необходимо заложить очень большое время на его отладку, не пропустить этапы тестирования, ввода в тестовую эксплуатацию и обучения сотрудников.

Примером взаимодействия с пониманием целей и задач может служить опыт студии «История Будущего» — создателя приложения иммерсивного театра «Мобильный художественный театр». Ее операционный директор Мария Шашаева рассказала, что обычно компания полностью придумывает, как и что должно выглядеть и работать, нанимает программистов или команду, чтобы воплотить эти идеи, и дальше сама занимаемся наполнением контентом и дальнейшим развитием.

Столичные музеи сами нередко выступают инициаторами новых цифровых проектов, особенно если речь идет о решениях, приближенных к пользователю, рассказывает Сергей Шакрыл, куратор ИТ-проектов в сфере культуры Департамента информационных технологий города Москвы. Само же ведомство инициирует решения, затрагивающие отрасль целиком. В ДИТ Москвы отмечают большое число запросов на доработку текущего функционала со стороны учреждений культуры и связывают это с активным внедрением ИТ-решений.

Учреждения культуры приходят с разными запросами, отмечает Максим Панин, руководитель проектного офиса цифровой трансформации Минкультуры России. По его словам, рассматривая такие заявки, в ведомстве выделяют «общие проблемы и задачи, где бизнесу, возможно, не так интересно, но при этом есть необходимость в автоматизации и цифровизации ряда процессов».

Егор Яковлев, сооснователь и директор по развитию платформы уличных и музейных аудиогидов izi.TRAVEL, говорит, что, когда речь идет о доработке этого приложения, чаще всего приходится слышать про VR/AR и iBeacon. Однако эти запросы не массовы и гораздо чаще «исходят от фантазий музеев, чем от реальных запросов посетителей». Эксперт считает, что музеям важнее заниматься качеством контента, например, делать интересный сторителлинг.

Платформы в культуре

В сфере культуры, как и во многих других областях, популярны цифровые платформы, которые позволяют партнерам — в данном случае учреждениям культуры — использовать готовый функционал, предоставляя своим клиентам удобный сервис. Примерами могут служить Google Arts and Culture или Artefact.

Максим Панин из проектного офиса Минкультуры России, которое выступает заказчиком Artefact, напоминает, что в стратегии ведомства заложено создание платформенных решений. Он называет Artefact UGC-платформой, где User – это музей, который бесплатно с использованием WYSIWYG-редактора может создать мультимедийный гид, не используя ничего кроме компьютера и фотокамеры.

Максим Яковлев из «Датастек» (разработчик приложения Artefact) считает, что, начиная с какого-то уровня задачи, ее решением может быть цифровая платформа. По его словам, «зависит от масштаба и задач, все всегда начинается с отдельных разработок и только потом становится платформенным решением».

Если мы говорим о массовом продукте, то будущее за платформенными решениями. Используя готовые платформы, учреждения культуры могут не беспокоиться о дорогостоящей разработке, технической поддержке системы и развитии проекта.

Максим Яковлев

генеральный директор «Датастек»

Платформы позволяют объединять различный функционал, в том числе с универсальными решениями, не относящимися напрямую к культуре. Например, платформа уличных и музейных аудиогидов izi.TRAVEL предоставляет через API свой музейный контент сторонним приложениям с другими технологиями: Яндекс.Алисе и приложению Atrefact, использующим технологии распознавания образов и AR. Егор Яковлев из izi.TRAVEL считает одной из важнейших стратегических задач своего сервиса интеграцию с голосовыми ассистентами.

Мы глубоко убеждены, что в будущем аудиогиды люди будут слушать не через отдельные приложения-аудиогиды, а через те приложения, которыми они пользуются каждый день: карты, навигаторы и, конечно, голосовые ассистенты. 

Егор Яковлев

сооснователь и директор по развитию платформы izi.TRAVEL

Сергей Шакрыл из ДИТ Москвы согласен, что платформенные решения подходят для закрытия некоторых массовых запросов. Однако он убежден, что такие решения не смогут вытеснить отдельные разработки, так как в сфере культуры всегда будут уникальные проекты, под которые нужны свои уникальные решения.

С ним согласен Алексей Стеблёв из RDI.Digital. Он полагает, что платформы не в состоянии занять место индивидуальных ИТ-разработок в области культуры. По его словам, «каждый культурный объект уникален, и его создатели или хранители не всегда готовы вписать его в общий, даже самый хороший, интерфейс».

Влияние COVID-19 на разработку

Пандемия коронавируса внесла изменения и в отношения между ИТ-компаниями и учреждениями культуры. CEO RDI.Digital Russia Алексей Стеблёв отмечает, что спрос растет, хотя и не ажиотажно.

Пандемия принесла нам несколько проектов, в числе которых создание маркетплейса для Венской ярмарки современного искусства Viennacontemporary и просветительский проект для ГМИИ им. Пушкина.

Алексей Стеблёв

CEO RDI.Digital Russia

Сергей Шакрыл из ДИТ Москвы рассказал, что пандемия на некоторое время приостановила внедрение технологий в отдельных направлениях, но при этом поспособствовала росту пользователей действующих онлайн-площадок в сфере культуры. По его словам, количество виртуальных туров, выставок заметно увеличилось.

В Пушкинском музее стараются по максимуму все продукты, которые создает музей, вывести в онлайн. У музея возникли сложности с финансированием, поскольку внебюджетный доход практически исчез, рассказывает Владимир Определенов, замдиректора ГМИИ им. А.С. Пушкина по цифровому развитию. Это заставило перейти на бережливое использование того, что есть, продумывание новых бизнес-процессов. Например, Определенов рассказал, что во время пандемии пришло понимание того, что систему 3D-моделирования и проектирования будущих экспозиций Smart Museum можно применять для полноценных виртуальных выставок.

Влияние COVID-19 на потребление

Вместе с введенными ограничениями увеличилась востребованность онлайн-проектов, в том числе в области культурного досуга. Егор Яковлев из izi.TRAVEL рассказал, что во времена жестких ограничений из-за COVID-19 люди стали активнее чем раньше слушать виртуальные экскурсии по музеям. Он связывает это в том числе с тем, что сами музеи быстро начали перенаправлять офлайн-посетителей в онлайн. Когда же ограничения стали снимать, резко вырос спрос на локальные поездки и аудиогиды по всем местам, куда можно добраться на машине в выходные дни, добавил Яковлев. Как он рассказал ICT.Moscow, в августе 2020 года izi.TRAVEL достиг абсолютного рекорда по количеству прослушанных историй — более 2 млн.

Посещаемость цифровых ресурсов платформы Artefact в первые месяцы изоляции показала трехкратный рост, поделился глава компании – разработчика этого приложения. Однако через пару месяцев показатели стали снижаться, но все равно стали выше, чем до начала пандемии.

Куратор ИТ-проектов в сфере культуры и бизнеса ДИТ Москвы Сергей Шакрыл также отметил увеличение и рост спроса музейных онлайн-проектов, хотя, по его словам, резкого всплеска не произошло, и поведенческая модель пользователя сохранилась.

Контента в электронной форме в интернете очень много и нужно иметь необычайно уникальный и монопольный продукт, чтобы его использование увеличилось в разы. В сфере культуры есть огромное количество мировых музеев, есть ресурсы, которые все это собирают вместе. 

Сергей Шакрыл

куратор ИТ-проектов в сфере культуры ДИТ Москвы

То, что рост востребованности в период пандемии связан с уникальностью контента, подтверждается данными ГМИИ им. А.С. Пушкина (46-е место по посещаемости в мире в 2019 году): в первый месяц пандемии интерес к VR-экспозициям и экскурсиям вырос в 15 раз, на 1500%. Об этом ICT.Moscow рассказал Владимир Определенов, замдиректора этого музея.

Пользователи охотно смотрят экскурсии онлайн, но пока не готовы за это платить, констатировал Определенов. В музее наблюдают, что с введением платы за VR-экскурсии после отмены карантина их популярность снизилась.

Контента сейчас очень много, его избыток в какой-то мере. Людям удобнее выбрать то, что бесплатно. 

Владимир Определенов

заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по цифровому развитию

Технологии индивидуального потребления

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что ИТ-технологии ведут культурный досуг и туризм в сторону индивидуализации.

По словам Алексея Стеблёва из RDI.Digital, внедрение технологий кардинально расширит аудитории культурной сферы, а в туризме даст большие возможности для индивидуализации пользовательского опыта, ведущие к расширению и аудитории, и географии ее интересов.

Руководитель проектного офиса цифровой трансформации Минкультуры России Максим Панин также считает вероятным сценарием дальнейшее развитие направления индивидуального туризма.

Сейчас мы сами покупаем билеты на самолет, бронируем отели. Мы хотим получать индивидуальные услуги, в том числе и внутри музеев, библиотек и т.д. Также нужно развивать новые возможности взаимодействия с предметами искусства, нам нужен новый опыт, новые форматы взаимодействия с культурными ценностями. Внедрение технологий сделают музеи более открытыми для одиночных посещений.

Максим Панин

руководитель проектного офиса цифровой трансформации Минкультуры России


Музеи на расстоянии

Возможность ознакомиться с музейными коллекциями в цифровом виде появилась еще до распространения интернета, когда такие собрания изображений хранились на CD-дисках. Созданный в 1993 году Музей компьютерного искусства (MOCA, Museum of Computer Art) можно считать первым онлайн-проектом, не являющимся цифровой версией традиционного культурного заведения. Сегодня, согласно результатам опроса ВЦИОМ, среди россиян, имеющих доступ к интернету (83% населения), каждый пятый посещал виртуальный музей (19%). Причем 57% из них совершили виртуальную экскурсию уже во время режима самоизоляции.

Практически все жители Москвы (94%) знают о возможностях виртуальных музеев. В столице с 2017 года есть единый ресурс Музейная Москва онлайн, где собрано более 50 тыс. фотографий экспонатов. В период самоизоляции из-за распространения COVID-19 было также открыт проект Культура Москвы онлайн с видеоверсиями спектаклей, концертов, лекций и пр.

Виртуальная реальность

Куда больший интерес с точки зрения применения технологий представляют виртуальные выставки и интерактивные туры. Самым известным глобальным проектом в этой области является Google Arts and Culture — платформа с панорамами залов и снимками экспонатов в высоком разрешении. Там можно найти более 20 коллекций из Москвы, включая, например, Музей космонавтики или Пушкинский музей (у Пушкинского есть и собственный крупный VR-проект). Всего в проекте Google представлено свыше 2,5 тыс. музеев и галерей из разных стран. С 2016 года приложение поддерживает VR-формат и совместимо со шлемами виртуальной реальности.

У Яндекса есть аналогичный сервис на базе функционала Яндекс.Карт — сейчас в нем доступно порядка 15 московских музеев.

Американское объединение музеев (American Alliance of Museums) в числе четырех путей продвижения цифрового музейного контента в условиях коронавируса назвало виртуальные туры и VR/AR.

В Москве в 2016 году собственные виртуальные экскурсии запустил Пушкинский музей. Также интересен опыт Третьяковской галереи в использовании иммерсивной технологии: в 2018 году там прошла интерактивная выставка в виртуальной реальности «В трех измерениях: Гончарова и Малевич», организованная совместно с ГК VRTech.

Некоторые музеи в своих VR-проектах не повторяют существующую экспозицию, а предлагают оригинальные контент и впечатления. Примером может служить представленный в 2017 году VR-фильм с панорамным обзором «Путешествие в прошлое», который стал частью постоянной экспозиции Еврейского музея и центра толерантности. А в павильоне «Умный город» на ВДНХ можно совершить виртуальную поездку на беспилотном автомобиле.

VR-решения московских разработчиков

Atlas VR, платформа для создания образовательного VR-контента

Odin, российский VR-шлем

Смотреть всю витрину московских VR-решений

Consumer Technology Association прогнозирует, что область VR и AR в 2020-м впервые за четыре года вернется к росту, выраженному двузначными числами. Мнения российских экспертов о перспективах этой области можно найти в обзорном материале ICT.Moscow.

VR в культурном досуге

Технология виртуальной реальности изначально нацелена на сферу развлечений. Однако она может использоваться не только в гейминге и все чаще находит применение в более традиционных областях. Примером может служить VR в театрах. Осенью 2019 года в Театре наций состоялась премьера такого экспериментального спектакля.  

В этом году из-за пандемии к технологии VR обратились и организаторы Венецианского кинофестиваля. Москва вошла в число 15 городов, где были открыты специальные площадки (в российской столице это дизайн-завод «Флакон») для просмотра отобранных кураторами биеннале иммерсивных работ.

Интересные кейсы применения VR в сферах культуры и туризма собраны в базе знаний ICT.Moscow. Среди примеров — цифровая копия одного из залов Эрмитажа и VR-экскурсия по этому питерскому музею во времена царской эпохи, VR-модель глубоководного обитаемого аппарата калининградского Музея мирового океана, VR-реконструкция для краеведческого музея города Лабытнанги, воссозданная VR-копия мастерской художника Модильяни для лондонской галереи Тейт Модерн. 

Дополненная реальность

Другой популярной в сфере культурного досуга и туризма иммерсивной технологией является дополненная реальность, для которой достаточно иметь смартфон. Многие столичные музеи, включая Третьяковскую галерею, Пушкинский музей, музей-панораму «Бородинская битва», Дарвиновский и Исторический музеи, используют для этого приложение Artefact. Подключиться к этому интерактивному гиду по выставкам музеи могут бесплатно. Решение разработано московской компанией Datastack по заказу Министерства культуры России.

В конце 2018 года в России был утвержден федеральный проект «Цифровая культура», рассчитанный до конца 2024 года. Документ, в частности, предусматривает создание виртуальных концертных залов и мультимедийных гидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологии AR.

Примером отдельной AR-разработки может служить мобильное приложение Музея космонавтики — виртуальный гид, который в игровой форме знакомит с основными экспонатами.

Помимо навигации внутри выставочных пространств с виртуальными аннотациями к экспонатам технология AR применяется также для ориентации туристов между достопримечательностями на улицах города. В столице для этого разработано приложение «Узнай Москву». Помимо географических точек с описаниями памятников в приложении есть 3D-модель Останкинской телебашни: находясь рядом с этим объектом можно в режиме AR познакомиться с его историей и внутренним устройством.

Еще один сценарий использования AR для туристов: возможность сделать фотографию с виртуальным персонажем (по аналогии с ловлей покемонов в популярной несколько лет назад мобильной игре). Такой функционал в Москве сейчас доступен в приложении Histars, но его планируется перенести также в приложение «Узнай Москву».

Искусственный интеллект

В мае 2019 года московский Центр искусственного интеллекта Samsung представил алгоритм, способный «оживлять» портреты. В качестве одного из примеров была продемонстрирована двигающаяся Мона Лиза. Подробнее о прототипе, созданном российскими разработчиками, можно прочитать здесь.

В конце 2019 года Метрополитен-музей, Массачусетский технологический институт и компания Microsoft провели совместный хакатон для поиска новых путей использования искусственного интеллекта для знакомства посетителей с коллекцией нью-йоркского музея. В результате были разработаны несколько прототипов. В их числе — сервис Artwork of the Day, подбирающий произведение искусства, так или иначе созвучное текущей информационной повестке в мире с учетом предпочтений и особенностей каждого пользователя. Другое интересное решение — Storyteller. Оно подбирает подходящие изображения из собраний музея, которые могут служить иллюстрациями к тому, о чем говорит пользователь. Для этого используются алгоритмы распознавания речи на 60 языках.

Технологии и искусство

Применение технологий в индустрии изобразительных искусств называют ArtTech. Согласно оценкам Deloitte, стартапы в этой области за 2011-2019 гг. получили почти $600 млн инвестиций. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие два года увеличится динамика появления новых подобных инициатив. Обзор 10 самых необычных ArtTech-стартапов 2020 года можно найти здесь.

Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге (штат Флорида, США) в 2019 году применил искусственный интеллект для создания образа ожившего художника. На основе архивных записей, интервью, цитат был обучен алгоритм, который воссоздал внешность и поведение Дали. Его виртуальный образ помогает посетителям знакомиться с собранием музея.

Искусственный интеллект использовался и в VR-выставке Третьяковской галереи «В трех измерениях: Гончарова и Малевич», о которой уже говорилось выше. Посетители могли составить собственный натюрморт из виртуально предложенных объектов. В этом им помогал ИИ, обрабатывая в реальном времени создаваемые посетителями композиции. Нейросеть была обучена на датасете из изображений работ, представленных в музее.

Еще один пример использования ИИ в музее — «ожившие» картины Виктора Васнецова в рамках мультимедийной выставки все в той же Третьяковке. Для этого применялись два алгоритма машинного обучения, обученные на картинах художника.

Алгоритмы компьютерного зрения были задействованы и в другом культурном проекте. С помощью технологии распознавания лиц Vision от Mail.ru Group, которая обрабатывала архивные фотографии времен Великой Отечественной войны, пользователи могли найти кадры своих родственников.

Кейсы применения ИИ в области культуры и искусства — в базе знаний ICT.Moscow

Искусственный интеллект выступал и самостоятельным автором произведений изобразительного искусства. Например, компания Яндекс минувшей весной открыла Галерею нейросетевого искусства. Нейросеть была обучена на произведениях из разных направлений живописи. Всего в обучающей выборке было около 40 тыс. картин. На их основе ИИ сгенерировал 4 тыс. новых изображений, собранных в онлайн-галерею.

Чат-боты и голосовые помощники

Место традиционных гидов и арендуемых устройств для прослушивания записанных экскурсий постепенно занимают смартфоны благодаря чат-ботам и голосовым помощникам.

Эрмитаж в 2019 году запустил чат-бота «Лизу». Посетители музея могут общаться с ней через сообщения в социальной сети «Вконтакте».

Гидом по экспозиции Пушкинского музея может выступать «Алиса» — голосовой ассистент от Яндекса. Он способен узнать картину по фотографии и рассказать о ней.

Чат-боты используются и для помощи туристам в городском пространстве. Например, к проведению в российской столице Чемпионата мира по футболу в 2018 году был создан чат-бот «Борис».

Блокчейн

Технологии распределенного реестра находят применение не только в корпорациях: в 2019 году был анонсирован благотворительный проект Третьяковской галереи с блокчейном, который должны были реализовать российская компания RDI.Digital Russia и австрийская Riddle & Code. Правда, позже от применения блокчейна было решено отказаться, и компания Riddle & Code вышла из проекта.

Планы по внедрению блокчейна были и у Пушкинского музея. В 2018 году директор музея рассказывала о возможном использовании этой технологии в процессах покупки и коллекционирования предметов искусства.

Ранее блокчейн уже применялся аукционным домом Christie's в Нью-Йорке при продаже произведений искусства.

Связь 5G

Аналитики Consumer Technology Association прогнозируют, что связь пятого поколения придаст существенный импульс использованию VR и AR, что затронет и области туризма и культурного досуга. Такие примеры уже есть среди множества демонстраций возможностей 5G.

С тем, что новые возможности связи скажутся и на области VR согласны и в компании DEUS — московском производителе шлемов виртуальной реальности.

Сети пятого поколения положительно отразятся на потребительском принятии и проникновении виртуальной реальности. Они означают увеличение покрытия широкополосного интернета, который является ключевым условием для загрузки и потокового просмотра объемного графического и видеоконтента в панорамном формате.

Алексей Лисовицкий

пресс-секретарь DEUS

Новые подходы в сфере культурного досуга

В весьма традиционной по своей сути области культурного досуга появляются новые способы контактирования посетителей с экспонатами, а технологические решения сами становятся единицами культурной ценности. Туризм же, всегда предполагавший перемещение в пространстве, превращается в дистанционный мультимедийный опыт.

К примеру, социальные сети применяются в сфере туризма и досуга не только как платформы для чат-ботов или информационно-справочные ресурсы, но и как части самостоятельных культурно-технологических проектов. В конце 2018 года Русский музей совместно с социальной сетью «Одноклассниками» запустил виртуальный проект «Шедевры Русского». Он представляет собой отдельный сайт с аудиогидами по десяти произведениям из собрания музея, которые озвучили различные российские знаменитости. На сайте также доступен виртуальный тур по музею в режиме интерактивных панорам.

Скриншот rusmuseum.ok.ru

Пандемия коронавируса и ограничения в перемещении заставили людей обратиться к возможностям виртуального туризма. Среди других онлайн-экскурсий выделяется инициатива Фарерских островов. Местное Министерство торговли и промышленности запустило онлайн-тур, особенность которого в том, что пользователь видит панораму с камеры, которую несет экскурсовод. При этом виртуальный турист может в режиме реального времени давать экскурсоводу указания, в какую сторону повернуться или куда идти.

Увидеть Москву и ее архитектурные памятники, не выходя из дома, можно с помощью панорам улиц на Яндекс.Картах или Google.Maps. Режим самоизоляции позволил Яндексу сделать панорамы пустых улиц российской столицы с возможностью сравнить их со съемками прошлых лет.

Интересным технологическим проектом является московская гигарама — панорамы города с высоты птичьего полета и «бесконечным» зумом, созданная с технологией гигапиксельной фотосъемки.

Новые технологии для старых форматов

В сентябре открылся онлайн-музей VOMA (Virtual Online Museum of Art). В VR-пространстве, доступном бесплатно из любой точки Земли, будут выставляться цифровые копии классических произведений искусства из различных собраний (например, парижского музея Орсэ и нью-йоркского Метрополитен-музея), а также работы современных авторов. В проекте используется современная компьютерная графика для видеоигр и распределенные вычисления.

Пандемия коронавируса, похоже, подтолкнула вернуться к формату полностью виртуального окружения, имитирующего выставочное пространство. Любопытно, что подобный иммерсивный опыт (на более примитивном техническом уровне) почти 30 лет назад предлагала компания Apple, выпустив CD-диск с трехмерный моделью несуществующего научного музея.

Изображение с amazon.com

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.