В октябре Минцифры может представить второй пакет мер поддержки ИT-отрасли, но пока неизвестно, что именно в него войдет. Экспертное сообщество продолжает обсуждать направления поддержки ИТ-сектора, о которых было объявлено в первой половине года, в том числе налоговый маневр, о проработке которого стало известно на встрече ИТ-бизнеса с президентом РФ в июне.
Закон о проведении «налогового маневра» в ИТ был подписан президентом 31 июля. Маневр предполагает сокращение страхового взноса в отрасли с 14% до 7,6%, ставки налога на прибыль — с 20% до 3%. Документ вступит в силу с 1 января 2021 года.
директор по связям с государственными органами Baring Vostok
Обсуждая маневр, эксперты отмечают, что большинство отечественных ИТ-компаний не соответствуют критериям, установленным положениями закона и не могут претендовать на получение помощи от государства по причине несоответствия критерию «выручки». На этом сошлись участники закрытой встречи GR-Клуба РАЭК, которая состоялась 21 сентября в рамках «РИФ in the City». На встрече были представители Avito, «Мегафона», Яндекса, Mail.ru Group и других компаний. Она стала продолжением июльского обсуждения с премьер-министром РФ развития Рунета и поддержки интернет-компаний.
Как пояснил ICT.Moscow главный аналитик РАЭК Карен Казарян, в настоящий момент в поправках к Налоговому кодексу РФ выбраны такие термины, которые не позволяют большей части софтверной отрасли получить льготы. Например, по мнению эксперта, ИT-компании не смогут воспользоваться льготами «из-за фатально неопределенной формулировки» про «рекламное ПО».
Ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 265-ФЗ
главный аналитик РАЭК
По мнению участников GR-Клуба РАЭК, из-за размытого определения понятия «цифровой рекламы», приписать ее можно практически любой компании и на этом основании лишить права получения господдержки.
Казарян подчеркнул, что закон будет бесполезным для ИТ-компаний, которые разрабатывают софт, но зарабатывают на других услугах: SkyEng, Яндекс.Такси, BlaBlaCar, «Ситимобил», «Нетология». Хотя они не меньше других нуждаются в господдержке, говорит Казарян.
ИТ-стартапы также не смогут получить льготы, так как «они не проходят по критериям зачастую даже в реестр ИТ-компаний, необходимый для льгот по страховым взносам», считает эксперт.
Одним из направлений дальнейшей работы эксперты определили необходимость доработки и уточнения формулировок понятий «цифровой рекламы», «цифровой компании», «цифрового контура», а также критериев для компаний получения господдержки.
главный аналитик РАЭК
В июне на встрече ИТ-отрасли с президентом РФ Наталья Касперская, председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов, просила Владимира Путина дать разрешение «уточнить ОКВЭД по отрасли разработки программного обеспечения и выделить те компании, которые можно было бы признать пострадавшими».
Еще один участник GR-Клуба РАЭК — Марина Амелина, директор по связям с государственными органами Baring Vostok — обратила внимание ICT.Moscow и на другие меры по совершенствованию законодательства для ИТ-отрасли.
директор по связям с государственными органами Baring Vostok
По итогам мероприятия участники договорились выработать общую позицию и представили пакет предложений.
В частности, предлагается льготы по социальным взносам расширить на все компании так называемого «цифрового контура». Это компании, получающие основной доход в сферах цифрового контента, электронной коммерции, рекламы и интернет-маркетинга, инфраструктуры и связи.
В рамках «Налогового маневра 2.0» предлагается снизить ставку НДС до 10% на электронные услуги отечественных компаний, а также установить нулевой НДС для тех, чьими услугами пользуются компании, которые сами таким налогом не облагаются (в финансовом и страховом секторе).
Эксперты снова вернулись к необходимости ввести новый ОКВЭД для того, чтобы однозначно относить компании к интернет-отрасли или «цифровому контуру». Без этого адресные меры поддержки останутся неэффективными.
Еще одно из предложений направлено на развитие отечественного сегмента электронной коммерции и снижения зависимости от трансграничной торговли. Для этого, по мнению экспертов, надо обновить законодательство о дистанционной торговле, снизить ставки межбанковского эквайринга и развивать институт агентов Системы быстрых платежей (СБП).
Ранее, когда впервые были озвучены предложения государства о снижении страховых взносов и налога на прибыль, ICT.Moscow собрал первую реакцию бизнеса на эту инициативу. Представители компаний CleverData, Playkey, Smart Engines, «Промобот», ABBYY рассказали, как предложенные меры повлияют на их деятельность и на политику бизнеса, а также о том, как эффективнее использовать вырученные средства от налоговых льгот для продвижения в России.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.