logo ict.moscow
logo ict.moscow

ГлавнаяЛента

эксклюзив

«Налоговый маневр»: отрасль продолжает дискуссию

30 сентября 2020|
3852

В октябре Минцифры может представить второй пакет мер поддержки ИT-отрасли, но пока неизвестно, что именно в него войдет. Экспертное сообщество продолжает обсуждать направления поддержки ИТ-сектора, о которых было объявлено в первой половине года, в том числе налоговый маневр, о проработке которого стало известно на встрече ИТ-бизнеса с президентом РФ в июне. 

Закон о проведении «налогового маневра» в ИТ был подписан президентом 31 июля. Маневр предполагает сокращение страхового взноса в отрасли с 14% до 7,6%, ставки налога на прибыль — с 20% до 3%. Документ вступит в силу с 1 января 2021 года. 

Налоговый маневр совершенно верно выделил основные вопросы, интересующие ИТ-отрасль и постарался их решить. Снижение социальных взносов для ИТ-компаний направлены на удержания высоквалифицированных специалистов в РФ, льгота по НДС дает возможность ИТ-компаниям предлагать свои решение еще на более экономически интересных условиях.

Марина Амелина

директор по связям с государственными органами Baring Vostok

Поддержка коснется не всех

Обсуждая маневр, эксперты отмечают, что большинство отечественных ИТ-компаний не соответствуют критериям, установленным положениями закона и не могут претендовать на получение помощи от государства по причине несоответствия критерию «выручки». На этом сошлись участники закрытой встречи GR-Клуба РАЭК, которая состоялась 21 сентября в рамках «РИФ in the City». На встрече были представители Avito, «Мегафона», Яндекса, Mail.ru Group и других компаний. Она стала продолжением июльского обсуждения с премьер-министром РФ развития Рунета и поддержки интернет-компаний. 

Как пояснил ICT.Moscow главный аналитик РАЭК Карен Казарян, в настоящий момент в поправках к Налоговому кодексу РФ выбраны такие термины, которые не позволяют большей части софтверной отрасли получить льготы. Например, по мнению эксперта, ИT-компании не смогут воспользоваться льготами «из-за фатально неопределенной формулировки» про «рекламное ПО».

Ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 265-ФЗ

Что это значит? Льготное налогообложение не действует для доходов от некоего ПО, которое может продвигать товар в сети, анализировать рекламу, пользователей и так далее. При этом практически у каждой софтверной компании и есть такие продукты.

Карен Казарян

главный аналитик РАЭК

По мнению участников GR-Клуба РАЭК, из-за размытого определения понятия «цифровой рекламы», приписать ее можно практически любой компании и на этом основании лишить права получения господдержки.

Казарян подчеркнул, что закон будет бесполезным для ИТ-компаний, которые разрабатывают софт, но зарабатывают на других услугах: SkyEng, Яндекс.Такси, BlaBlaCar, «Ситимобил», «Нетология». Хотя они не меньше других нуждаются в господдержке, говорит Казарян.

ИТ-стартапы также не смогут получить льготы, так как «они не проходят по критериям зачастую даже в реестр ИТ-компаний, необходимый для льгот по страховым взносам», считает эксперт.

ИТ-компании готовят предложения

Одним из направлений дальнейшей работы эксперты определили необходимость доработки и уточнения формулировок понятий «цифровой рекламы», «цифровой компании», «цифрового контура», а также критериев для компаний получения господдержки.

В качестве программы минимум — предложенную формулировку по критериям необходимо исправлять. В будущем мы бы предложили как реформу ОКВЭД, так и введение новых критериев, исходя из типа рабочих мест, которые создает компания (т.е. высокотехнологические профессии) и рода деятельности без жесткой привязки к источникам дохода или бизнес-модели (как, по сути, сейчас).

Карен Казарян

главный аналитик РАЭК

В июне на встрече ИТ-отрасли с президентом РФ Наталья Касперская, председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов, просила Владимира Путина дать разрешение «уточнить ОКВЭД по отрасли разработки программного обеспечения и выделить те компании, которые можно было бы признать пострадавшими».

Еще один участник GR-Клуба РАЭК — Марина Амелина, директор по связям с государственными органами Baring Vostok — обратила внимание ICT.Moscow и на другие меры по совершенствованию законодательства для ИТ-отрасли.

Еще предстоит много работы в данном направлении: e-com ждет, когда будет легализована продажа товаров, ограниченных для продажи дистанционно; сфера образования ожидает поправки в части лицензирования, так как обучающие платформы очень часто оказывают свои услуги исключительно дистанционно и не всегда могут соответствовать действующим требованиям.

Марина Амелина

директор по связям с государственными органами Baring Vostok

По итогам мероприятия участники договорились выработать общую позицию и представили пакет предложений.

В частности, предлагается льготы по социальным взносам расширить на все компании так называемого «цифрового контура». Это компании, получающие основной доход в сферах цифрового контента, электронной коммерции, рекламы и интернет-маркетинга, инфраструктуры и связи.

В рамках «Налогового маневра 2.0» предлагается снизить ставку НДС до 10% на электронные услуги отечественных компаний, а также установить нулевой НДС для тех, чьими услугами пользуются компании, которые сами таким налогом не облагаются (в финансовом и страховом секторе).

Эксперты снова вернулись к необходимости ввести новый ОКВЭД для того, чтобы однозначно относить компании к интернет-отрасли или «цифровому контуру». Без этого адресные меры поддержки останутся неэффективными.

Еще одно из предложений направлено на развитие отечественного сегмента электронной коммерции и снижения зависимости от трансграничной торговли. Для этого, по мнению экспертов, надо обновить законодательство о дистанционной торговле, снизить ставки межбанковского эквайринга и развивать институт агентов Системы быстрых платежей (СБП).

Ранее, когда впервые были озвучены предложения государства о снижении страховых взносов и налога на прибыль, ICT.Moscow собрал первую реакцию бизнеса на эту инициативу. Представители компаний CleverData, Playkey, Smart Engines, «Промобот», ABBYY рассказали, как предложенные меры повлияют на их деятельность и на политику бизнеса, а также о том, как эффективнее использовать вырученные средства от налоговых льгот для продвижения в России. 

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая платформа о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.

Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0

При поддержке Правительства Москвы