Об основных трендах развития рынка беспилотного транспорта и возможных последствиях внедрения автономных автомобилей в повседневную жизнь специально для ICT.Moscow рассказала заведующая научно-исследовательским отделом комплексного развития транспорта НИИАТ Татьяна Михеева.
В последнее время о влиянии беспилотных автомобилей на нашу жизнь не говорит только ленивый, а некоторым энтузиастам они видятся решением чуть ли не всех транспортных проблем. Однако у этой технологии есть не только преимущества, но и недостатки. В этой статье я расскажу немного об основных трендах развития рынка беспилотного транспорта и возможных последствиях внедрения беспилотных автомобилей в нашу жизнь.
Беспилотные автомобили (правильнее их называть все же транспортные средства с высокой степенью автономности) в большинстве своем применяют два типа систем навигации:
Первая система подразумевает оснащение всей дорожной сети магнитами, обеспечивающими точное позиционирование автомобиля. Ее большим недостатком является необходимость широкого территориального покрытия, что чревато серьезными финансовыми вложениями.
Для работы второго типа системы требуется большое количество хорошо считываемых дорожных знаков, светофоров, четкая разметка, также много внимания стоит уделить дорожному полотну — покрытие должно быть однородным, без выбоин.
В обоих случаях беспилотный автомобиль ориентируется на окружающую его инфраструктуру и оборудование, а также информацию из своих камер для оценки текущей дорожной обстановки.
Сейчас можно наблюдать множество спекуляций на тему безопасности беспилотных автомобилей — любое происшествие с таким автомобилем привлекает больше внимания, чем дорожно-транспортные происшествия с обычными автомобилями (при том что в Российской Федерации за 2018 год в дорожно-транспортных происшествиях погибло порядка 18 тыс. человек, и большая часть аварий была связана с человеческим фактором). Это, разумеется, определенным образом формирует негативное общественное мнение.
Вместе с тем в настоящий момент среди разработчиков соответствующих технологий основная задача — найти технологию, которая статистически бы обыгрывала вероятность наступления аварийных ситуаций по сравнению с обыкновенным водителем. И сейчас, конечно, такие испытания ведутся и в России, и за рубежом. Фактически, согласно статистике, на 145 млн километров пробега всех автомобилей происходит один смертельный случай. Ключевая задача технологии беспилотных автомобилей — обеспечить снижение этой цифры посредством интеграции в транспортные системы.
Ну, а чтобы это сделать в ближайшее время, разработчики должны снизить опасность для различных составляющих технологии беспилотных автомобилей — это и навигация (в некоторых случаях сохраняется плохая различимость системами распознавания пешеходов и автомобилей), и инфраструктура (ликвидация проблемы дорожного покрытия и снижения сцепления с дорогой), а также безопасность систем управления (обеспечение целостности систем управления, их защита от взлома извне).
Также существует этическая проблема в использовании беспилотных технологий. Так, согласно опросам, люди голосуют за системы, минимизирующие количество пострадавших в ДТП. Но это совершенно не означает, что в безопасности будут те люди, которые находятся в машине, так как минимизация может быть обеспечена и в условиях отсутствия маневров, сохраняющих жизнь людей за пределами машины, но приводящих к гибели или травмам пассажиров.
Здесь наблюдается своеобразный конфликт интересов, так как покупать автомобили, не гарантирующие приоритет безопасности владельца, может быть не слишком привлекательно, хоть и статистически они будут более безопасны, поскольку стараются минимизировать количество жертв. Поэтому вопрос безопасности беспилотных технологий пока является дискуссионным, хотя и с достаточно благоприятными перспективами.
Какая-то часть беспилотных автомобилей все же ездит по улицам в целях тестирования технологии (то есть с инженером, который фиксирует происходящее для дальнейших доработок системы и обеспечивает безопасность движения в случае возможных неполадок). При этом тестирование происходит как в зарубежных странах, так и у нас в России: функционируют специальные зоны в Москве и Татарстане, определенные ПП РФ от 26 ноября 2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств». При этом экспериментальная зона постоянно расширяется, что позволяет технологии быстрее обучаться в различных условиях.
Если же говорить именно про российскую специфику, то в последнее время количество полезных инициатив по развитию беспилотного транспорта в Российской Федерации растет, таким образом, административных барьеров практически нет. В то же время значительная территория, разветвленная и неоднородная сеть автомобильных дорог и иные особенности требуют значительных ресурсов по развитию специализированной инфраструктуры и оснащению необходимыми техническими средствами, которые необходимы для повсеместного внедрения технологии.
Еще одной проблемой является недостаточная точность существующих цифровых карт в России, существующего уровня которой во многих регионах недостаточно для использования беспилотными автомобилями. Таким образом, технологические и инфраструктурные барьеры сейчас не позволяют в полной мере запустить беспилотный транспорт в качестве реальной альтернативы существующим видам транспорта.
Если мы говорим о тотальном внедрении беспилотных технологий, то последствия могут затронуть практически все сферы нашей жизни. Так, помимо ликвидации пробок и экстремального снижения количества ДТП за счет исключения человеческого фактора, можно предсказать серьезное изменение общественных пространств, в которых больше места появится для пешеходов. Это произойдет, потому что исчезнет потребность в парковочных пространствах, а дороги будут использоваться более эффективно.
Такая трансформация приведет к изменениям в городских пространствах, повсеместному появлению благоустроенных зон. Улучшится экологическая ситуация, поскольку беспилотные автомобили будут находить оптимальные маршруты передвижения без перепробега и заторов. Изменения затронут и сферу потребления, так как возможности доставки товаров и грузов будут значительно расширены, а скорость их доставки увеличена.
Необходимость в водителях, скорее всего, отпадет, сфера такси и грузоперевозок изменится кардинально. Более того, уже сейчас известно, что гиганты рынка такси вроде Uber и Lyft сами инвестируют значительные средства в тестирование беспилотных технологий, поскольку порядка 70% стоимости от каждой поездки приходится на заработную плату водителя. Разумеется, компаниям кажется выгодным сокращение этой доли.
Но вместе с тем помимо положительных прогнозов существуют также проблемы, связанные прежде всего с безопасностью самих автономных систем, а также данных пользователей таких автомобилей, так как их сохранность в настоящий момент под вопросом. И, разумеется, появляется возможность перехвата управления транспортным средством извне с фатальными последствиями для пассажира.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.