Российский рынок генеративного искусственного интеллекта в 2025 году составит 58 млрд руб., говорится в исследовании консалтинговой компании Onside и разработчика Just AI. В 2024 году показатель был в 4,5 раза меньше — 13 млрд руб. К 2030 году рынок в оптимистичном сценарии может вырасти до 778 млрд руб., что соответствует среднегодовому росту на 68,1%.
В оценку рынка включены сервисы использования LLM через API и подписки, платформенные решения для работы с LLM, программные продукты на базе ГенИИ, аналитические, консультационные и интеграционные услуги. В объем не входят расходы на оборудование для обучения и инференса моделей. Как отмечают исследователи, рынок будет расти по оптимистичному сценарию, если в 2026–2027 годах произойдет успешное масштабирование B2B-внедрений и будет снят разрыв между завышенными ожиданиями от использования ГенИИ и наличием измеримых экономических эффектов.
77% рынка 2025 года приходится на B2B-сегмент. Его объем прогнозируется на уровне 44 млрд руб. без учета Inhous-разработки. 55% проектов находятся на этапе пилота, на масштабирование приходится 30%, на промышленное внедрение — 15%. Типовые бюджеты пилотных проектов составляют 5–15 млн руб. без учета затрат на ИТ-инфраструктуру.
Одной из ключевых тенденций российского рынка называется рост доли вертикального сегмента специализированных продуктов и сервисов. Авторы предполагают, что в перспективе 2–3 лет сегмент станет доминирующим.
На банки и страхование по итогам 2025 года будет приходиться 12 млрд руб., ожидают исследователи. ИТ направит около 7 млрд руб., ритейл — порядка 6 млрд руб., телеком — 3 млрд руб. Уровень проникновения ГенИИ в банках и технологических компаниях достигает 80–90%. Ожидается, что существенным драйвером станет повсеместное внедрение ИИ-агентов.
Чаще всего компании с помощью ГенИИ автоматизируют клиентский сервис, техническую поддержку, маркетинг и продажи. На оптимизацию внутренних процессов и операций приходится 58% проанализированных в ходе исследования кейсов, на генерацию дополнительной ценности — 35%, на стратегические конкурентные преимущества — 7%.
Объем сегмента B2C и микробизнеса по итогам 2025 года, как прогнозируют авторы исследования, составит 14 млрд руб. Среднегодовые темпы роста в 2025–2030 годах могут оказаться выше, чем в B2B, — 70,7%, против 67,3%.
Институт экономики роста им. П.А. Столыпина
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.