ГлавнаяЛента

Реакция отрасли

Реакция отрасли: Яндекс запускает Yandex Pay

15 февраля 2021|
3011

В начале февраля издание VTimes со ссылкой на документы Яндекса сообщило, что интернет-компания готовится запустить собственный сервис безналичной оплаты — Yandex Pay. Он будет доступен на «веб-страницах Яндекса», пользователи смогут вводить и сохранять в нем данные своих банковских карт и совершать с помощью Yandex Pay безналичную оплату. В самой компании пояснили, что постоянно развивают возможности для онлайн-оплаты на своих сервисах, но о новых технологиях и разработках расскажут позднее. 

ICT.Moscow узнал у участников финтех-рынка и аналитиков, что представляет собой новый сервис Яндекса, в каком направлении было бы логично развиваться компании дальше с учетом высокой конкуренции, а также о вероятном создании ИТ-холдингом своей блокчейн-платформы и цифровой валюты. Своими мнениями поделились представители Альфа-Банка, ВТБ, TalkBank, APIBank, УК «Открытие», ГК «Финам» и др.

Финтех внутри экосистемы 

Возможность развивать собственное финтех-направление Яндекс получил после «развода» со Сбербанком в прошлом году. Тогда банку отошел их совместный проект Яндекс.Деньги (теперь — «ЮMoney»), а перед интернет-компанией встал выбор: выходить в финтех самостоятельно и фактически с нуля или же заручиться партнерством с другим участником рынка. О такой развилке говорил в интервью РБК управляющий директор группы Тигран Худавердян. И добавил: «На сегодняшний момент нам очевидно, что нам нужно иметь банковскую лицензию», пообещав к концу 2021 года представить собственную кредитную карту.

Сейчас у Яндекса образовалась брешь с точки зрения платежных сервисов, отмечает основатель TalkBank Михаил Попов.

Так как Яндекс.Деньги стали частью экосистемы Сбербанка, сделки с Тинькофф Банком не произошло, и большой пласт услуг — это и коммерция, и такси, и другие сервисы — получился необслуженным. Они вынуждены общаться с внешними контрагентами, которые не отвечают их требованиям по функционалу. Очевидно, было их желание завести платежный сервис внутрь своей экосистемы, а не оставлять на аутсорсе. Сейчас Яндекс пытается это восстанавливать. Первая задача — платежный функционал, который будет присутствовать в том же Яндекс.Маркете, Яндекс Go и Яндекс.Такси.

Михаил Попов

основатель и генеральный директор TalkBank

На то, что компания уже начала развивать финтех внутри своей экосистемы, обращают внимание многие опрошенные ICT.Moscow участники рынка. Они видят в этом большие перспективы для Яндекса. В частности, сооснователь и гендиректор APIBank Алексей Петров говорит, что оставлять денежные потоки внутри своей экосистемы могут позволить себе только гиганты, владеющие большой аудиторией и знающие о своих пользователях практически все.

Встроенная система расчетов, которая у Яндекса уже есть, может существовать только при наличии собственного платежного решения. Поэтому первый шаг — единый логин и пароль для входа во все сервисы, второй — единая система расчетов, балансов и начислений.

Алексей Петров

сооснователь и генеральный директор BaaS-платформы APIBank

Впрочем, «практически все» можно считать преувеличением — аналитик Альфа-Банка Олеся Воробьева рассказала ICT.Moscow, что продукт, созданный внутри компании, позволит в числе прочего «отслеживать и накапливать релевантные данные для дальнейшей разработки более персонализированных сервисов».

Путь Яндекса в финтехе

К функциональности Yandex Pay пока есть вопросы. «Сервис не принадлежит ни к категории электронных средств платежа, ни к формату платежных приложений. Таким образом, его функциональность при запуске может отличаться от функциональности Google Pay и Apple Pay» — отмечается в обзоре Альфа-Банка от 10 февраля 2021 года. 

Название сервиса говорит о том, что речь в первую очередь пойдет о расчетных функциях, а классические банковские продукты Яндекс предлагать пользователям скорее всего не будет, считает Алексей Петров из APIBank.

Однако инструменты для рассрочки – модель «покупай сейчас, плати потом» очень популярна в США и Европе – Яндекс вполне может запустить. Данных для кредитного скоринга у них достаточно, они хорошо знают своих пользователей.

Алексей Петров

сооснователь и генеральный директор BaaS-платформы APIBank

С тем, что ниша для Яндекса находится в онлайн-банкинге, согласны Михаил Попов из TalkBank, а также аналитики Райффайзенбанка Сергей Либин и Ирина Прохорова из УК «Открытие». 

Наибольшее поле для конкуренции у Яндекса присутствует полностью в сегменте онлайн-сервисов, который сейчас предоставляет практически только Тинькофф Банк. 

Ирина Прохорова

аналитик УК «Открытие»

По словам аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына, «классические банковские услуги (от Яндекса — ред.) могут иметь смысл только как вспомогательные».    

В дальнейшем Яндекс будет стремиться создать как можно больше собственных финансовых сервисов, которые были бы востребованы пользователями и компаниями-партнерами из разных отраслей. 

Запуск Yandex Pay станет первым шагом Яндекса в развитии финтех-компонента в центре своей экосистемы, наличие которого должно обеспечить эффективную конкуренцию с другими игроками цифрового рынка в долгосрочной перспективе (Сбербанк, МТС, Mail.ru Group, Ozon).

Олеся Воробьева

аналитик Альфа-Банка

Михаил Попов из TalkBank считает, что за сервисом Yandex Pay обязательно должен стоять финансовый институт. Однако пока открыт вопрос, как он будет реализован: будет ли это открытая система для разных банков или только для одного, будет ли это ВТБ. Представитель банка пояснил ICT.Moscow, что ВТБ поддерживает все подобные разработки.

ВТБ с точки зрения приема бесконтактных способов оплаты поддерживает весь спектр существующих на российском рынке решений – от Samsung Pay и Apple Pay, являющихся «старожилами» рынка, до Huawei Pay и Mi Pay, появившихся относительно недавно.

Алексей Киричек

вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ

В других банках, включая Сбербанк, «Тинькофф», Альфа-банк, на запрос ICT.Moscow не ответили.

Горизонт создания ИТ-компанией полноценного финансового продукта, который будет способен разбить монополию Сбербанка, основатель финтех-сервиса «Деньги Вперед» Павел Гужиков оценивает в 10 лет. 

Аналитики и участники рынка также отмечают, что нельзя исключать эксперименты Яндекса с созданием собственной цифровой валюты и блокчейн-платформы (по аналогии со Сбербанком). 

Если на этапе запуска финансового сервиса Яндекс предложит своим пользователям криптовалютный продукт, это обеспечит им значительное преимущество. Речь не обязательно о собственной криптовалюте – достаточно доступа к уже существующим инструментам. Если этого не сделает Яндекс, тогда точно запустит Тиньков, у которого отвоевать эту аудиторию будет уже сложно. Поэтому включить в финансовый сервис на этапе запуска криптопродукты – однозначно хорошая стратегия.

Алексей Аксельрод

сооснователь и генеральный директор Aximetria

Однако пока Сбербанк представляется гораздо более технологически готовым к реализации таких проектов, нежели Яндекс, заключает аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова.

Серьезные шаги в направлении реализации своей финтех-стратегии Яндекс предпримет уже в этом году, прогнозирует Альфа-Банка в своем обзоре: «Развитие собственных сервисов, вероятно, будет подкрепляться соответствующими покупками». Обновленной информации о планах компании в области финтеха эксперты ожидают по итогам телефонной конференции Яндекса, посвященной отчетности за IV квартал 2020 года, которая пройдет 16 февраля 2021 года. 

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.


Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0