2 июня The Bell сообщил о том, что уже в июне Яндекс и Сбербанк могут объявить о разделе совместных проектов: Яндекс выкупит у Сбера долю банка в Яндекс.Маркете. Другая совместная компания — Яндекс.Деньги — отойдет Сбербанку.
По словам Марка Завадского, бывшего топ-менеджера российского офиса Alibaba Group и Сбербанка, экосистема — это бизнес-модель, которая строится вокруг клиента, а Mail.ru Group и Яндекс вряд ли захотят делиться клиентами друг с другом. Поэтому Сбербанку в какой-то момент нужно будет либо втянуть в себя обе компании, либо сделать выбор в пользу одной. По культуре Сбербанк скорее ближе к «венчурно-оппортунистической» в хорошем смысле Mail.ru Group, чем к «айтишно-продуктовому» Яндексу, поэтому в долгосрочной перспективе Завадский ставит скорее на первый альянс (Подробнее).
ICT.Moscow собирает комментарии экспертов на эту новость.
Это ожидаемое событие, но тем не менее грустное. С прошлого года, когда по рынку поползли слухи о непреодолимых противоречиях между партнерами по Яндекс.Маркету, стало понятно, что союз Яндекса и Сбербанка скоро развалится. Потом с обеих сторон СП посыпались топ-менеджеры, Сбер вернул Яндексу его «золотую акцию», а Яндекс свернул не взлетевший кросс-бордерный маркетплейс Bringly (наш ответ AliExpress). Потом Сбербанк устал, видимо, бороться со своевольным Яндексом и ушел к Mail.ru... Очевидно, коммуникационные скиллы оказались сильнее у Mail.Ru... Но поскольку я как непосредственный участник части этих событий, помню, как ярко начинался русский Amazon ровно два года назад, я очень надеюсь, что «Беру» не постигнет участь Bringly.
Примерно год назад мы сделали прогноз, что Яндекс из орбиты Сбербанка перейдет в орбиту ВТБ. И вот пробный шар этой длинной интересной партии стал уже достоянием широкой общественности.
Вряд ли можно говорить про то, что это новость неожиданна или свежа, особенно, после того, как Сбербанк начал потихоньку прикупать Мейл.ру. В результате каждый останется при своих - каждая из компаний заберет то, в чем лучше разбирается - Сбербанк усилит роль в Деньгах, а E-commerce проект («Беру») отойдет Яндексу, ранее представители компании заявляли, что этот бизнес - стратегический актив, а возможностей на нем непаханное поле. Похоже войны не будет и каждый займется своим делом.
У них с самого начала не складывалось. Только вот такое впечатление что из огня да в полымя. У Сбера хотя бы отчасти развита культура инновациий,чего не скажешь о новом женихе.
Со стороны автопрома это стало видно в ноябре-декабре, когда в Сбере стали создавать SberDigitalAuto, явно в пику автомобильным проектам Яндекса.
Ровно год назад Олег Тиньков предложил Яндексу создать объединенную компанию. По мне - это был бы успех.
Стратегически и Сбербанк, и Яндекс строят доминирующие империи (назовем их модным словом «экосистемы»), которые должны контролировать все сегменты потребительских расходов. А таких сегментов, в крупную клетку, не так много — это ритейл, передвижение (такси, и каршеринг, как будущий заменитель наших расходов на покупку авто), еда (все, что связано с готовой едой - рестораны, готовая еда по подписке и т.п.), развлечения, образование и здоровье. И получилось так, что точек конкуренции в перечисленных сегментах у этих двух компаний на сегодня гораздо больше, чем точек партнерства. Это глубинная причина всех разногласий и основная причина того, что компании разделяют бизнес. Также необходимо отметить уж слишком разные корпоративные культуры компаний — Яндекс это прежде всего технологическая компания, яркий пример tech-подхода. И вспомните, как Герман Греф отзывался о программистах - «Век программистов закончился», «В будущем программисты будут востребованы все меньше и меньше». Очевидно, что у партнерства Яндекс и Сбербанк в этом смысле есть ментальные разногласия.
Сбербанк начал диверсификацию своего бизнеса в 2018 году, развивая экосистему нефинансовых сервисов. Задача — стать в том числе IT-гигантом, что означает использовать имеющиеся ресурсы и впитывать компетенции и технологии от других IT-гигантов в виде совместных проектов. Полагаю, Сбербанк на этом пути не раз еще поменяет партнеров и многие из направлений деятельности из партнерских преобразуются во внутренние.
«Развод» Яндекса и Сбербанка можно обсуждать, имея реальную информацию по их текущим планам и планам развития. К сожалению, я ей не обладаю. На мой взгляд, сейчас корпоративный рынок живет развитием внутренних компетенций или покупкой внешних, чтобы включить их в свою экосистему.
Куда движутся российские экосистемы
ICT.Moscow
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.