25 ноября Яндекс подтвердил информацию о намерении разделить компанию на российскую и международную части и изменить корпоративную структуру управления.
ICT.Moscow попросил аналитиков рассказать о том, как эти изменения могут отразиться на будущем компании, ключевых направлениях, а также о возможных изменениях на рынке экосистем в России.
О направлениях развития Яндекса в России
С точки зрения бизнеса Яндекса мы не ожидаем существенных изменений, так как выделяемые зарубежные активы невелики в рамках масштабов всей группы. Фокус развития Яндекса после реорганизации не изменится. По-прежнему приоритет будет отдан поиску и рекламным технологиям, повседневным сервисам (онлайн-заказ такси, «Маркет», доставка), развлечениям, облачным технологиям.
Российский Яндекс сфокусируется на оптимизации издержек в направлении, которое приносит основную выручку, которым сейчас является транспортно-логистическое. Кроме того, Яндекс продолжит развивать Яндекс.Маркет и будет стремиться укрепиться в тройке ведущих российских маркетплейсов. Например, при благоприятных обстоятельствах возможна новая попытка выхода в финтех и финансовый сектор, подобная сорвавшейся сделке с банком «Тинькофф».
Леонид Делицын
аналитик ФГ «Финам»
О рынке экосистем
Подобно тому, как крупные банки несколько притормозили агрессивный рост своих экосистем, не стоит ожидать расширения любой ценой и от Яндекса. Более вероятна эволюция в сторону крупной, умеренно растущей компании, контролирующей издержки. На другие экосистемы возможные изменения в Яндексе сейчас повлияют не сильнее, чем их внутренние факторы и особенно — внешние угрозы.
Леонид Делицын
аналитик ФГ «Финам»
Мы не ожидаем каких-либо заметных изменений на российском рынке экосистем в связи с реорганизацией Яндекса, так как все основные российские бизнесы продолжат работать в обычном режиме.
О чем писали в СМИ и соцсетях по теме
В России появляется новая юридически неоформленная ИТ-госкорпорация.
С финансовой точки зрения Яндексу внутри России ничто не грозит — монополист в области такси, поиска, чуть позже станет монополистом в области доставки еды. Одним словом, безоблачное будущее и фактически все черты государственной компании с монополией в ряде областей.
Яндекс давно развивался на международку, и разделение означает именно желание сохранить весь свой бизнес... Уйдет ли компания из России? Нет, как и не стоит ожидать от нее превращения в госушную корпорацию. В России остаются люди-яндексоиды — это самое главное. И, конечно, технологии, ЦОДы... И это все будет работать и развиваться. Просто тяжелее и приспосабливаясь под реалии.
Скорее всего, для партнеров Яндекса ничего не изменится: та часть бизнеса, которая войдет в новый холдинг, всегда генерировала основные финансовые поступления в бюджет компании и очевидно является прибыльной. Пользователи тем более не заметят изменений.
Зарубежный Яндекс превратится в набор израильских стартапов, которые живут совсем другой жизнью. Если основатель привлечет туда инвесторов или задействует собственные ресурсы, то эти стартапы смогут два или три года радоваться свободе от размышлений о финансовых показателях. Зато о финансовых показателях придется думать российской части Яндекса... Но под методическим руководством одного из самых опытных российских финансистов компания справится.
Кудрин (Алексей Кудрин — глава Счетной палаты, ред.), ни дня не работавший в частном бизнесе, должен будет управлять компанией с 30-летней историей и сложным механизмом, своей сложившейся корпоративной культурой и ценностями.