В конце августа СМИ сообщили о возможном перезапуске международного бизнеса Yandex N.V. — холдинговой компании Яндекса — под другим брендом. Изменения могут произойти в начале 2024 года, вероятно, сразу после того, как на рассмотрение акционеров Яндекса будет вынесен вопрос о реструктуризации.
В своем финансовом отчете российская ИТ-компания указывала, что планирует передать этот вопрос акционерам до конца текущего года. Сама реструктуризация помимо прочего предполагает, что международные части бизнесов автономных автомобилей, облачных технологий, образовательных сервисов и платформы по разметке данных будут выделены в самостоятельные компании под управлением Yandex N.V.
Новый проект, название которого пока не раскрывается, рассчитывает стать «ведущим игроком на рынке технологий в Европе и на Ближнем Востоке». Однако опрошенные ICT.Moscow эксперты уточняют, что «ведущий» — не означает обязательно «лидирующий». «Ведущий игрок — это тот, кто является одним из наиболее заметных, находящихся в первой пятерке. У «нового международного Яндекса» существуют перспективы им стать, поскольку компания, скорее всего, обладает значительным объемом интеллектуальной собственности и перевезла множество выдающихся специалистов», — говорит Александр Сиволобов, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей.
При этом эксперт отмечает, что будущее нового бренда будет определяться прежде всего людьми, интеллектуальными правами, стратегией и доступными ресурсами, «а не перечнем серверов, порталов или автомобилей». С другой стороны, по словам основателя и управляющего партнера компании Mindsmith Руслана Юсуфова, «с чем бы Яндекс ни выходил на новые рынки, у компании есть внутренние отлаженные процессы и практики, которые базируются на том, как они собирают данные в России».
управляющий партнер Mindsmith
Но есть и другие варианты.
замруководителя ЦК НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей
Успех перезапуска бизнеса Yandex N.V. в Европе будет зависеть от нескольких факторов. Большая роль в этом, как отмечают эксперты, отводится уровню конкурентов и потенциалу рынка. И практически все они сходятся во мнении, что ИТ-рынок в России более молодой, чем в Европе.
директор направления облачных решений «EdgeЦентр»
Руслан Юсуфов из Mindsmith придерживается еще более скептической точки зрения. По его мнению, «Яндекс со своими B2B-продуктами для небольшого бизнеса может оказаться ненужным в Европе из-за присутствия продвинутых международных аналогов». Одной из причин этого может стать социальный аспект, а именно восприятие бренда и «культура отмены».
Компании придется учитывать и то, что «Европа — это не одна страна, а много маленьких рынков со своими особенностями».
Среди других регионов, которые также могли бы быть интересны новому проекту Yandex N.V., участники российского ИТ-рынка в первую очередь называют страны юго-восточной Азии и Южной Америки.
замруководителя ЦК НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей
При этом страны, экономика которых перестраивается и только начинает «наращивать цифровой слой», выглядят особо интересно, говорит Руслан Юсуфов из Mindsmith. Эксперт считает, что компании проще было бы выйти на рынок стран MENA (страны Магриба и Ближнего Востока), так как там есть «ниши, которые не заполнены локальными компаниями». Также интерес для Yandex N.V. могла бы представлять Африка с решениями для финтех-рынка.
управляющий партнер Mindsmith
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.