ГлавнаяЛента

Реакция отрасли

Реакция отрасли: перелетные технологии Яндекса

25 августа 2023, 12:55|
856

В конце августа СМИ сообщили о возможном перезапуске международного бизнеса Yandex N.V. — холдинговой компании Яндекса — под другим брендом. Изменения могут произойти в начале 2024 года, вероятно, сразу после того, как на рассмотрение акционеров Яндекса будет вынесен вопрос о реструктуризации.

В своем финансовом отчете российская ИТ-компания указывала, что планирует передать этот вопрос акционерам до конца текущего года. Сама реструктуризация помимо прочего предполагает, что международные части бизнесов автономных автомобилей, облачных технологий, образовательных сервисов и платформы по разметке данных будут выделены в самостоятельные компании под управлением Yandex N.V.

«Ведущий игрок» или глобальная экспансия

Новый проект, название которого пока не раскрывается, рассчитывает стать «ведущим игроком на рынке технологий в Европе и на Ближнем Востоке». Однако опрошенные ICT.Moscow эксперты уточняют, что «ведущий» — не означает обязательно «лидирующий». «Ведущий игрок — это тот, кто является одним из наиболее заметных, находящихся в первой пятерке. У «нового международного Яндекса» существуют перспективы им стать, поскольку компания, скорее всего, обладает значительным объемом интеллектуальной собственности и перевезла множество выдающихся специалистов», — говорит Александр Сиволобов, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей.

При этом эксперт отмечает, что будущее нового бренда будет определяться прежде всего людьми, интеллектуальными правами, стратегией и доступными ресурсами, «а не перечнем серверов, порталов или автомобилей». С другой стороны, по словам основателя и управляющего партнера компании Mindsmith Руслана Юсуфова, «с чем бы Яндекс ни выходил на новые рынки, у компании есть внутренние отлаженные процессы и практики, которые базируются на том, как они собирают данные в России».

Яндекс может найти адекватных партнеров, которые приспособились к рынку ЕС, что откроет доступ к данным, которые в России не собираются.

Руслан Юсуфов

управляющий партнер Mindsmith

Но есть и другие варианты.

Сейчас об этом мало кто говорит, но не стоит исключать такие варианты развития бизнеса, как слияние или сотрудничество с другими игроками. Учитывая нарастающую в мире экономическую нестабильность и прогнозы экспертов относительно глобального кризиса, новый бренд может искать партнеров для глобальной экспансии.

Александр Сиволобов

замруководителя ЦК НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей

Европейские особенности

Успех перезапуска бизнеса Yandex N.V. в Европе будет зависеть от нескольких факторов. Большая роль в этом, как отмечают эксперты, отводится уровню конкурентов и потенциалу рынка. И практически все они сходятся во мнении, что ИТ-рынок в России более молодой, чем в Европе.

Когда ты выходишь на международные рынки, придется очень сильно конкурировать с международными стандартами и гигантами индустрии, такими как Amazon, Google, Microsoft, Akamai, IBM и другими. Коллегам придется вложиться огромным количеством сил и средств в преодоление сопротивления уже сформированных ИТ-рынков.

Глеб Сердитых

директор направления облачных решений «EdgeЦентр»

Руслан Юсуфов из Mindsmith придерживается еще более скептической точки зрения. По его мнению, «Яндекс со своими B2B-продуктами для небольшого бизнеса может оказаться ненужным в Европе из-за присутствия продвинутых международных аналогов». Одной из причин этого может стать социальный аспект, а именно восприятие бренда и «культура отмены».

Компании придется учитывать и то, что «Европа — это не одна страна, а много маленьких рынков со своими особенностями».

Другие рынки и другие возможности

Среди других регионов, которые также могли бы быть интересны новому проекту Yandex N.V., участники российского ИТ-рынка в первую очередь называют страны юго-восточной Азии и Южной Америки.

Проекты в сфере навигации, транспорта и электронной коммерции могут быть актуальны для многих регионов, включая перспективные и растущие рынки Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Однако они должны учитывать специфику и потребности этих регионов.

Александр Сиволобов

замруководителя ЦК НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей

При этом страны, экономика которых перестраивается и только начинает «наращивать цифровой слой», выглядят особо интересно, говорит Руслан Юсуфов из Mindsmith. Эксперт считает, что компании проще было бы выйти на рынок стран MENA (страны Магриба и Ближнего Востока), так как там есть «ниши, которые не заполнены локальными компаниями». Также интерес для Yandex N.V. могла бы представлять Африка с решениями для финтех-рынка.

Может ли международная часть Яндекса помочь построить мост между Россией и Африкой? Когда-то у Яндекса была собственная дебетовая карта. В Африке финтех имеет свою специфику, но в целом — конкуренции не так много. Может ли Яндекс начать выходить в финтех? Наконец, почему бы не рассмотреть Бразилию?

Руслан Юсуфов

управляющий партнер Mindsmith

Расскажите знакомым:

Главное про цифровые технологии в Москве

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что такое ICT.Moscow?

ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.



Если не указано иное, материалы доступны по лицензии Creative Commons BY 4.0