7 февраля во всем мире отмечается день робототехники. Считается, что именно в этот день в 1941 году писатель-фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов сформулировал три закона робототехники, которые и легли в основу развития направления.
ICT.Moscow попросил представителей НАУРР, Университета Иннополис, ABB в России, Promobot, «Роббо» и др. рассказать о состоянии рынка, его тенденциях и потребностях, а также о наиболее развитых направлениях робототехники в России и кадровых вопросах.
Эксперты и участники отечественного рынка робототехники в один голос говорят о его высоком потенциале, который, однако, пока остается нереализованным. По оценкам Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), в 2018 году российский рынок промышленной робототехники насчитывал 1007 ед. (более свежих данных нет). Для сравнения, в мире в 2018 году было установлено 422 тыс. промышленных роботов, а по прогнозам на 2019 год — около 421 тыс. О небольшой насыщенности российского рынка говорит и средняя плотность роботизации, то есть количество роботов на 10 тыс. рабочих. Если в среднем по миру этот показатель находится на уровне 100, то в России на 10 тыс. рабочих приходится всего 5 роботов.
Сбербанк, анализируя состояние отечественного рынка промышленной робототехники в 2018 году, тоже отмечал хороший потенциал для внедрения роботов в производство. Однако тогда авторы исследования утверждали, что рынок почти достиг «дна». В 2018 году было установлено около 1 тыс. промышленных роботов на сумму более 2,5 млрд руб. (c ПО ~4,5 млрд руб.), говорил в июле руководитель Лаборатории робототехники Сбербанка Альберт Ефимов в разговоре с ComNews. По его оценкам, в 2019 году при пессимистичном сценарии рынок останется на том же уровне, а в лучшем случае будет продано 1,5 тыс. устройств на общую сумму 4,4 млрд руб. — 7,4 млрд руб. с ПО. Более свежих данных Сбербанк на запрос ICT.Moscow не предоставил.
В 2019 году рынок изменился не существенно, «прорыва» не произошло. Тем не менее, несмотря на невысокую плотность роботизации, говорить о том, что рынок «достиг дна» нельзя, считают эксперты. По словам Алисы Конюховской, исполнительного директора НАУРР, сегмент отечественной промышленной робототехники растет примерно на 40%. И рост рынка будет главным трендом в ближайшие годы. С ней соглашается и Александр Новоселов, руководитель подразделения «Робототехника» компании ABB в России.
Показатель по ежегодно продаваемым роботам в Россию установил рекорд в 2018 году и примерно такой же уровень планируется в 2019-м. Рекордно низкий показатель был в 2015 и 2016 годах. А сейчас небольшой рост, который связан со все большей осведомленностью предприятий о преимуществах и возможностях промышленных роботов.
Приведенные оценки экспертов касаются только промышленной робототехники. Направление сервисной робототехники растет более быстрыми темпами, однако точных данных о состоянии российского рынка за 2018 год нет. При этом, если рынок промышленной робототехники уже устоявшийся, то рынок сервисной – бурно развивается, говорит Алиса Конюховская из НАУРР.
В этом сегменте многие ниши еще не заняты, поэтому у российских компаний есть больше шансов конкурировать с зарубежными производителями.
Более того, сооснователь и директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев указывает, что в сервисной робототехнике, а, в частности, в медицинской, в RPA-системах, системах распознавания лиц и речи у российских разработчиков заметные результаты.
Если говорить о сервисных роботах, то у компании Promobot самая большая география сбыта по сравнению с конкурентами — 38 стран. Есть компания «Моторика», которая единственная в мире делает протезы для детей. «Экзоатлет» делает уникальные экзоскелеты для реабилитации, которые признаны во всем мире. Детская образовательная робототехника — компания «Роббо», поставляют свою продукцию в 20 стран. Недавно заключила контракт почти на $1 млн с Японией. Словом, не все так плохо, как описывает Сбербанк.
В связи с тем, что в России не так много своего производства роботов, о его концентрации говорить не приходится. Найти компании в этой области можно в любом регионе. Однако эксперты особо отмечают Пермь, Казань, Санкт-Петербург, Москву и Магнитогорск. Но у Москвы есть свои преимущества перед другими городами. К примеру, Алиса Конюховская из НАУРР, говорит о том, что для Москвы роботизация более привлекательна, чем для других регионов.
В Москве много и производителей роботов, и интеграторов. Здесь также сосредоточены компетенции в области робототехники, много университетов, которые имеют свои кафедры или лаборатории робототехники, большой выбор отраслевых мероприятий, технопарков и мер поддержки.
Что касается направлений робототехники, то участники рынка сходятся во мнении: наиболее развита в стране сервисная робототехника. А именно — образовательное направление.
Рынок образовательной робототехники в России растет наиболее динамично. По нашим оценкам, в 2019 году он вырос в 1,5 раза и составил около 4 млрд рублей. В остальных сегментах рост не превысил 10-15%. В 2020 году будут продолжать активно расти сервисная и образовательная робототехника, остальные сегменты, скорее всего, покажут незначительный рост.
О динамичном развитии сегмента говорит и Александр Климчик из Университета Иннополис. Однако эксперт указывает на проблему этого направления, которая заключается в оторванности от реальных задач робототехники.
Большинство игроков на этом рынке не способствуют подготовке специалистов, способных работать на рынке робототехники, и их дальнейшему развитию. Данный рынок требует большей серьезной трансформации, для того чтобы из категории «досуг» перейти в профессиональное направление.
Тем временем общемировая тенденция — доминирование промышленной робототехники. В ABB считают, что это характерно и для Москвы в частности, так как промышленные роботы появились 50 лет назад, а сервисные роботы только 5 лет назад.
Потенциал развития всех направлений по сравнению с промышленным гораздо выше. Прогнозы показывают, что через 10 лет промышленная робототехника станет лишь малой частью общей робототехники, уступив первенство сервисной и другим направлениям.
Пока же во всем мире в сфере промышленных роботов существует тренд на их использование в логистике. В основном их применяют indoor на складах, где роботизированные устройства позволяют оптимизировать складские процессы, сократить время обработки заказа, а также минимизировать присутствие людей и сделать территорию более безопасной. Этот тренд — на использование логистических роботов — постепенно распространяется и на сферу доставки, напоминают эксперты. Самый громкий недавний кейс по тестированию outdoor робота в России — это Яндекс.Ровер.
У Яндекса — крутой кейс, потому что у них есть те процессы, которые реально в этом нуждаются. У компании есть внутренний спрос и финансовые ресурсы. Ей будет намного легче чем другим стартапам осуществлять разработку и ее внедрять.
В Иннополис подтверждают, что для России направление доставки более чем актуально, что объясняется географической удаленностью регионов.
Университет «Иннополис» в этом направлении давно работает. Еще в 2018 году успешно мы провели испытания грузового беспилотника. Он доставил почтовый груз на расстояние 38 км и вернулся обратно.
Вместе с тем, участники рынка напоминают, что на данный момент есть вызовы с повсеместным использованием роботов-доставщиков. Они связаны с подготовкой нормативной базы, сложностями в передвижении устройств по дорогам общего пользования, а также с несовершенной технологической оснащенностью самих роботов.
Российский рынок промышленных роботов отличает исключительная высокая степень импортозависимости. Так, по оценкам НАУРР, 96% продаж приходится на зарубежных вендоров. Об этом говорят и в «Тошиба Рус», отмечая также, что российский рынок характеризуется низким спросом на робототехнику, в связи с чем на рынке представлено не так много отечественных стартапов. В ABB обращают внимание и на недооцененность конструкторских услуг.
Заказчики в России готовы платить за оборудование, но крайне неохотно платят за услуги по разработке решений на базе этого оборудования. Данные услуги являются основным продуктом стартапов на этом рынке.
В сегменте сервисной робототехники напоминают и об отсутствии условий для развития стартапов.
Например, российские компании получают кредиты по средней ставке в 26%, а их зарубежные конкуренты — под 2-3% годовых. Получить кредит молодой инновационной компании — дело практически безнадежное.
По мнению Алисы Конюховской из НАУРР, у российского рынка в целом есть своя особенность. И она заключается в том, что для достижения определенных успехов в бизнесе необходимо быть «сильными предпринимателями». Эксперт указывает на дефицит людей-предпринимателей, которые готовы брать на себя ответственность, принимать решения, вести за собой команду и создавать передовые продукты.
У нас, несмотря на наличие мозгов, есть сложности с тем, как организовывать бизнес-процессы и упаковывать продукты. Очень редко, кто с этим справляется. В целом, в России бизнес-культура довольно молодая, ей всего 30 лет. Средний возраст предпринимателя в области робототехники — 35 лет, в то время как в других странах — 50-70.
В «Роббо» добавляют, что сами стартапы часто не умеют продвигать свой продукт и пользоваться возможностями поддержки (пусть и несовершенной), которая есть в России. В свою очередь, в Иннополис говорят о недостатке профессиональных знаний и навыков, в связи с чем до «реальных результатов доходят пока единицы».
Есть много компаний, которые хотят на волне популярности направления куда-то вписаться, не имея базовых компетенций. Это плохо сказывается на рынке, финансы и человеческие ресурсы используются вхолостую, а не в реальных разработках.
Небольшое число стартапов на рынке в GeekUniversity связывают с малым количеством специалистов по робототехнике или с их низкой мотивацией. А в МФТИ отмечают возрастающий спрос со стороны бизнеса на выпускников лаборатории робототехники. По словам Сергея Семендяева, старшего научного сотрудника лаборатории волновых процессов и систем управления МФТИ, в вузе есть предложения и о стажировках для студентов.
Уже поступило предложение из Сколково, но данный проект пока на стадии обсуждения.
В продолжении темы кадров участники рынка говорят, что для развития робототехники нужно готовить инженеров-инноваторов будущего.
То есть, не просто специалистов, которые смогут программировать, ремонтировать и обслуживать роботов, работая по инструкции, но и высококлассных инженеров, которые будут создавать принципиально новых роботов. Именно поэтому мы выступаем за образовательную робототехнику на основе свободного программного и аппаратного обеспечения (СПО), когда можно докопаться до сути технологии.
Российской отрасли робототехники нужны также отличные учителя и преподаватели по математике и физике, психологи и люди, которые проводят социальные исследования о восприятии человеком роботов и пр. В дальнейшем, когда роботы будут больше взаимодействовать с человеком, можно будет говорить о появлении других профессий, которые предсказывают футурологи, — например, юристов в сфере робототехники.
Больше московских решений по робототехнике можно найти в разделе «Карточки» на ICT.Moscow
Также на сайте ICT.Moscow вы можете ознакомиться с исследованиями по робототехнике, презентациями и предстоящими мероприятиями по теме. Обсудить актуальные вопросы робототехники можно в нашем чате.
#Университет_Иннополис#НАУРР#ABB_Россия#Роббо#Promobot#GeekUniversity#МФТИ
Мероприятия:Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.