В среднем москвичи проезжают 56 км в день и проводят за рулем 2 часа 12 минут, в регионах дневной маршрут немного превышает 50 км при среднем времени за рулем 1 час 54 минуты. К таким выводам пришла московская «Лаборатория умного вождения» в феврале, проанализировав характер эксплуатации автомобилей, оборудованных телематическим устройством «Элемент».
Карточка «Элемент» на ICT.Moscow
О развитии рынка телематики в мире, основных направлениях ее использования в России, каналах передачи данных и др. — в колонке Михаила Анохина, исполнительного директора компании «Лаборатория умного вождения».
Мировой рынок телематики активно растет. По данным аналитической компании Strategy Analytics, количество IoT-устройств (транспорт, бытовая техника, производственное оборудование и т.д.) составило около 22 млрд к концу 2018 года.
Одним из главных направлений развития сферы телематики является умный город. Есть даже попытки создавать умные города с нуля, работающие на возобновляемых ресурсах энергии, с удобной и экологичной транспортной системой и рециркуляцией воды. Пример такого города – Масдар в ОАЭ, завершение строительства которого планируется в 2030 году.
Многие страны развивают умные города, внедряя инновационные решения для управления трафиком, борьбы с пробками, поиска свободных парковок и контроля уличного освещения. В России также идет постепенное внедрение инновационных технологий. Уже есть первые результаты использования IoT в сфере транспорта, электроэнергетики, здравоохранения, логистики и сельского хозяйства.
Основной тенденцией интернета вещей в мире и в России можно назвать Connected Car. Использование умных систем для автомобилей развивается в основном в страховании, управлении автомобилем, логистике и разработке систем безопасности по типу ЭРА-ГЛОНАСС и E-call.
Несмотря на то, что страховая телематика в России развивается не такими быстрыми темпами, как ожидалось, практически в каждой страховой компании можно встретить программы, в рамках которых автомобилисты могут получить скидки на полисы при наличии телематического устройства в авто. При этом аккуратные водители могут увеличить скидку при продлении полиса, так как телематическая система собирает данные об использовании автомобиля и ставит оценку за вождение.
Connected Car устройства – это новый шаг для страхования, так как у обеих сторон появляются дополнительные возможности. Например, программы умного страхования могут ускорить процесс получения выплат и помогут решить проблему с урегулированием аварий без участия инспектора, так как устройство собирает все необходимые данные для решения подобных вопросов.
Вторым масштабным направлением использования телематики является бизнес. Так, логистические компании и автопарки оборудуют автомобили, чтобы отслеживать характер использования транспорта и его техническое состояние. Дилерам, в свою очередь, телематика помогает наладить более тесное и персонализированное взаимодействие с клиентом. Например, имея доступ к данным по автомобилям, дилер может предупреждать о приближении технического обслуживания и о поломках. Более того, с помощью анализа больших данных можно создавать маркетинговые акции и предложения для владельцев определенных марок и моделей автомобилей.
Корпоративным клиентам уже недостаточно только сбора данных с автомобиля, и есть необходимость расширять функционал устройств и делать его более удобным для клиента. Так, мы в «Лаборатории умного вождения», помимо развития основных направлений, стремимся находить инновационные идеи для решения существующих проблем. Например, в этом году нами была разработана система Crash AI, которая максимально точно отличает настоящую аварию от ложной и определяет характер ДТП: направление и силу удара, степень тяжести повреждений и другие характеристики.
За 2018 год по данным ГИБДД произошло 168 тыс. аварий на дорогах и мы надеемся, что телематика поможет увеличить скорость реагирования в таких ситуациях, а также снизить количество ДТП. Еще одним достижением является то, что пользоваться нашим устройством «Элемент» стало возможно через Telegram. Люди проводят достаточно много времени в мессенджерах, и поэтому мы решили создать телеграм-бот с основными функциями управления автомобиля. Так, водитель может открыть и закрыть двери, запустить двигатель и запросить информацию о текущем состоянии автомобиля прямо в Telegram.
На данный момент мы участвуем в одном каршеринговом проекте и планируем дальше развиваться в данном направлении. Каршеринговым сервисам важно следить за тем, чтобы стиль вождения автомобилистов был аккуратным и соответствовал существующим нормам. Телематическое устройство предоставляет владельцам каршеринга возможность не только контролировать то, как и где водители используют автомобили, но и следить за их техническим состоянием.
Также мы сотрудничаем с компаниями аренды автомобилей. Например, одними из наших партнеров являются компании Moscow Dream Cars и «Октан», где в прокат можно взять автомобили премиум-класса.
Что касается разработчиков беспилотных автомобилей, то сферы нашей деятельности тесно переплетены, но на сегодняшний день мы не сотрудничаем с ними.
Для передачи данных используем сотовую связь. О перспективах 5G говорить пока рано, поскольку модемы стоят дорого и в нашем деле пока такая скорость не нужна.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции.
Тренды умных городов за 2024 год
ICT.Moscow
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.