Трендвотчинг цифровых технологий — направление, которое во многом определяет, куда будет двигаться любой бизнес, применяющий инновации, и насколько конкурентоспособным он останется. За эту функцию в компаниях, как правило, отвечают специальные научно-технологические центры.
ICT.Moscow поговорил с командами трендвотчеров из Газпромбанка, АО «ГЛОНАСС», X5 Tech, «Росатом Инфраструктурные решения», Госкорпорации «Ростех» и ПАО «Ростелеком» и попытался узнать, как устроена их кухня поиска технологических инноваций в 2024 году. Какие фреймворки они применяют, с какими сложностями сталкиваются, и можно ли говорить о том, что в России уже формируется сильное сообщество таких специалистов.
Сфера деятельности компании, специфика и размер ее бизнеса во многом определяют структуру внутренних команд, отвечающих за инновации и связанные с этим процессы. Intelligent Analytics выделяет четыре ключевые формы научно-технологических центров: In-House-департамент, некоммерческую организацию, дочернее и зависимое общество, государственно-частное партнерство.
Степень интегрированности центра инноваций в работу ключевых бизнес-подразделений может иметь критическую значимость для организации. Нередко, помимо мониторинга и отбора перспективных разработок и практик, такие команды также отвечают за обучение других подразделений работе в новых технологических векторах.
технический директор по направлению «Умный город» в «Росатом инфраструктурные решения»
Например, X5 Tech имеет целую дирекцию по технологическому развитию бизнеса, которая состоит из девяти подразделений (доменов), за каждым из которых закреплено то или иное бизнес-направление. Задача этой дирекции — выстраивать взаимодействие между X5 Tech, торговыми сетями («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик») и бизнес-единицами компании (X5 Transport, X5 Digital, «Много лосося» и т. д.), тем самым помогая им в создании продуктов, проектов и технологических инициатив.
технический директор домена «Маркетинг торговых сетей и внешние связи» X5 Tech
Работа с трендами для большинства опрошенных является непрерывным процессом.
Начальник Центра экспертизы и аналитики инвестиционных проектов Департамента развития технологических инноваций Газпромбанка
технический директор домена «Маркетинг торговых сетей и внешние связи» X5 Tech
По мнению команды Газпромбанка, отслеживать тренды нужно не только в интересующей области, но и в смежных областях для оценки вероятности воздействия на рынок и бизнес. Этот подход позволяет организациям лучше адаптироваться к изменениям в отрасли и принимать обоснованные решения о внедрении новых разработок.
Как правило, команды проводят мониторинг в открытых источниках и инструментах — это новости, материалы исследований, аналитика, Telegram-каналы и сообщества, платформы анализа поисковых запросов, мероприятия. «Профильная пресса, безусловно, дает понимание о трендах», — подтверждает Антон Поликарпов, руководитель направления информационных технологий Госкорпорации «Ростех».
технический директор по направлению «Умный город» в «Росатом инфраструктурные решения»
управляющий директор стартап-студии АО «ГЛОНАСС»
В качестве примеров конкретных источников данных X5 Tech отмечает исследования Nielsen, Harvard Business Review, MIT Sloan, Gartner, «РОМИР», «Яков и Партнёры», «Сбермаркетинг». В свою очередь «Росатом Инфраструктурные решения» называет тематические сайты, профессиональные сообщества, отчеты и исследования аналитических компаний, крупные конференции, а также «Хабр», Telegram-каналы, в которых следит за обновлениями приложений и инструментов. Команда Газпромбанка основными источниками информации о трендах в области ИТ также определяет аналитические отчеты и исследования ведущих игроков рынка, которые дают понимание о том, какие технологии активнее внедряются в российских и зарубежных компаниях.
Универсального подхода к тому, как находить и анализировать технологические тренды, нет — каждая организация применяет свой индивидуальный фреймворк, настроенный на ее конкретные цели и задачи. Но отслеживание трендов в публичных материалах отметили почти все собеседники ICT.Moscow. Часто это первый индикатор, на который обращают внимание аналитики. «Как правило, статистика упоминаний отражает долю реальных внедрений, дает понимание, в каких компаниях это внедрено. Дальше, естественно, мы начинаем собирать дополнительные сведения о новинке, разбираемся, приезжаем к коллегам, чтобы посмотреть, как это работает у них», — отмечают в Госкорпорации «Ростех».
При этом процесс отбора и «очистки» тренда в медиаполе считается специалистами в этой сфере проблемным аспектом, но решаемым.
технический директор по направлению «Умный город» в «Росатом инфраструктурные решения»
Руководитель направления информационных технологий госкорпорации «Ростех»
технический директор домена «Маркетинг торговых сетей и внешние связи» X5 Tech
Начальник Центра экспертизы и аналитики инвестиционных проектов Департамента развития технологических инноваций Газпромбанка
Заур Мамедьяров также отмечает, что в процессе фокусировки на технологических трендах его команда обращает внимание на научные публикации, патенты, стартапы и мировые новости с кейсами внедрения технологий. Оценивает частоту использования технологии, количество внедренных кейсов, экономический эффект и инвестиционную активность.
Еще один аспект в работе трендвотчера — это временная перспектива. Она определяет, сколько усилий команда инноваций тратит на работу с трендом и как перестраивать бизнес-процессы организации.
Наталья Данковцева из «Росатом Инфраструктурные решения» отмечает, что краткосрочные тренды длительностью максимум несколько недель, которые обычно наблюдаются в инфополе, исходят из новостной повестки. Долгосрочные (несколько лет) — связаны с фундаментальными изменениями, технологическими инновациями, которые плотно входят в процессы, решения, продукты.
Виталий Мзоков из команды АО «ГЛОНАСС» выделяет среднесрочную перспективу (от 1 до 3 лет) и долгосрочную (от 3 до 10 лет), что во многом зависит от характера самого тренда. «Внедрение ИИ, дополненной реальности, новые разработки в навигации и связи мы относим к среднесрочным трендам, так как видим ценность этих решений и в целом способны оценить их бизнес-эффект в перспективе ближайших лет. В «корзинку» более долгосрочных трендов попадают наукоемкие решения и технологии, где до появления продукта и его повсеместного внедрения еще только предстоит провести серьезные исследования, НИОКР и сделать первые шаги в апробации технологии. К таким технологиям можно отнести, например, квантовую навигацию».
После ухода с российского рынка зарубежных агентств, которые традиционно считались лидирующими поставщиками не только закрытой, но и открытой аналитики о технологиях, казалось, образовалась большая ниша. Это было почти три года назад. Заур Мамедьяров из Газпромбанка отмечает, что, действительно, после ухода крупных международных консалтинговых компаний возникли определенные вызовы в области технологического прогнозирования для российского рынка.
Начальник Центра экспертизы и аналитики инвестиционных проектов Департамента развития технологических инноваций Газпромбанка
Представители «Росатома» считают, что на сегодняшний день нет особо острого дефицита качественных аналитических данных. Уход «знаковых агентств» с российского рынка практически никак не отразился, их публикации все также можно найти.
технический директор по направлению «Умный город» в «Росатом инфраструктурные решения»
В феврале 2024 года ICT.Moscow насчитал 118 российских авторов открытой аналитики об ИТ, в их числе агентства, ассоциации, государственные и бизнес-компании, вузы, а также другие источники. В июле этого же года наиболее авторитетными ее поставщиками называли консалтинговые и рейтинговые агентства, отраслевые медиа и профильные ассоциации.
Однако полной замены еще нет.
Руководитель направления информационных технологий госкорпорации «Ростех»
технический директор по направлению «Умный город» в «Росатом инфраструктурные решения»
Как отмечают в Газпромбанке, «на данном этапе сообщество трендвотчеров находится в процессе зарождения. В этой связи отсутствует единый и понятный инструмент для исследования трендов. Также недостаточно источников информации по российскому рынку технологий».
Не исключено, что исследователям будущего придется настраиваться на работу с разными источниками по аналогии с тем, как импортозамещаются в других сферах — когда вместо одного зарубежного решения применяют несколько аналогов. Это может ускорить применение искусственного интеллекта в этой сфере.
Например, в «Ростелекоме» сообщают, что уже не первый год применяют внутреннюю разработку ПО на основе искусственного интеллекта для оперативного отслеживания трендов, которая анализирует информацию из 1,6 млн публикаций в СМИ, 46,5 млн патентов, 119 млн научных публикаций. Такой подход позволяет компании находить упоминания о технологиях в информационном пространстве и анализировать их: строить дашборды, выделять тематические группы, отслеживать рост трендов во времени. X5 Tech также подчеркивает, что уже более шести лет развивают технологии продвинутой работы с данными. В то же время Алексей Митькин, директор по стратегическим программам и инновационному развитию «Ростелекома», указывает и на некоторые сложности применения ИИ при работе с ИТ-трендами.
Директор по стратегическим программам и инновационному развитию ПАО «Ростелеком»
Несмотря на всю перспективность технологии, контрольное Review трендов пока остается задачей специалистов.
Начальник Центра экспертизы и аналитики инвестиционных проектов Департамента развития технологических инноваций Газпромбанка
ICT.Moscow также попросил экспертов поделиться своими тренд-прогнозами. По мнению большинства, искусственный интеллект продолжит свое развитие и влияние.
технический директор домена «Маркетинг торговых сетей и внешние связи» X5 Tech
технический директор по направлению «Умный город» в «Росатом инфраструктурные решения»
Руководитель направления информационных технологий госкорпорации «Ростех»
Заур Мамедьяров из Газпромбанка наряду с ИИ, машинным обучением и нейросетевыми моделями выделяет также облачные технологии и кибербезопасность. Наталья Данковцева поддерживает значимость безопасности и защиты данных. Помимо этого, она ожидает развития трендов в области цифровой трансформации, интернета вещей, а также квантовых вычислений.
технический директор по направлению «Умный город» в «Росатом инфраструктурные решения»
Одним из факторов, ускоряющих распространение робототехники, становится сокращение рабочей силы. Особенно сильно это сказывается в областях торговли и логистики.
технический директор домена «Маркетинг торговых сетей и внешние связи» X5 Tech
Виталий Мзоков из АО «ГЛОНАСС» к ключевым трендам 2024 года отнес гибридные системы связи с использованием спутниковых каналов, беспилотную авиацию в сельском хозяйстве и логистике, кибербезопасность для транспортной отрасли.
управляющий директор стартап-студии АО «ГЛОНАСС»
Это материал из серии публикаций ICT.Moscow о том, как разные команды работают над выявлением, отслеживанием и популяризацией технологических трендов. В следующем материале — беседа с авторами публичной аналитики, в том числе российскими консалтинговыми агентствами и профильными ассоциациями.
Москва до 2030 года планирует значительно увеличить долю технологического сектора в экономике города
Блог Мэра Москвы Сергея Собянина
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.