По оценкам Nielsen, сейчас в России около 290 тысяч вендинг-машин, а годовой оборот рынка в 2018 году составил 10,2 млрд. руб. в денежном выражении. При этом порядка 20% всех вендинговых автоматов размещены в Москве и Санкт-Петербурге.
Среди крупных игроков рынка эксперты выделяют такие компании, как: DC Daily, ВкусВилл, Mafia Di Gusto, Hello Foody, а также Нealthy Food, 48 автоматов которой были закрыты Роспотребнадзором после массового отравления людей в июле этого года.
В самой Нealthy Food приносят извинения «всем пострадавшим, гостям и покупателям продукции, в независимости от результатов экспертиз». А в Ассоциации автоматизированной торговли просят не употреблять термин «вендинговые автоматы» во избежание неверного трактования ситуации, отмечая, что «приобретение продуктов осуществлялось через специализированные станции продажи продуктов питания в офисах».
Реакция рынка на это событие, последствия инцидента для сферы фудтеха, а также новые тренды отрасли, — в материале ICT.Moscow.
Отравление никак не связано именно с вендинговым бизнесом, такое отравление может произойти, когда покупатель приобретает уже приготовленную скоропортящуюся еду.
У всех есть неудачная история с фастфудом, но ни покупатели, ни инвесторы не поменяли к рынку свое отношение. Формат микромаркета в офисе невероятно удобен для сотрудников, которым не нужно думать, где искать вкусную еду, ведь не везде есть столовые. И удобен для руководства — персонал меньше времени тратит на обед.
Ситуация с автоматами Healthy Food неприятная, но будничная. На рынке общественного питания работают десятки тысяч компаний, которые каждый день кормят огромное количество клиентов. Иногда процесс дает сбой. Это может быть вызвано как системой «снижения издержек» предприятия, так и ошибкой того или иного поставщика продуктов. Что конкретно произошло будет понятно после результатов проверки. Сомневаюсь, что это событие может повлиять на интерес инвесторов к вендингу или фудтеху.
Если говорить об отрасли в целом, то сильного спада в продажах не будет, а если и произойдет это, то будет иметь непродолжительный период. А вот прозрачность в работе улучшится. Вспомнить ресторанный бизнес: после ряда событий с отравлениями стали появляться «открытые кухни», сервисы доставки стали практиковать онлайн-трансляции прямо из цеха приготовления еды. Что же касается внимания инвесторов, то эта ситуация, скорее, сыграет положительную роль (как бы это прискорбно ни звучало). Это все же подогреет интерес к вендингу, как к бизнесу. Будут лишь расставлены акценты, больше в стороны качества и безопасности продуктов в автоматах.
Отравления — не редкость, когда покупатели приобретают уже готовую, нарезанную или подверженную любой обработке еду. Они должны быть морально готовы к тому, что еды касались кухонные инструменты для приготовления, тарелки, ножи, перчатки. В таких условиях не редкость попадания бактерий в еду.
С рынка начнут уходить небольшие игроки, которые не могут обеспечить качественный процесс полного цикла. Игроки, которые не оценили масштаб потребности формата умных холодильников и ответственность процесса. Сейчас на рынке начали экспансию крупнейшие производства готовых продуктов, например, «ВкусВилл» с налаженной логистикой, контролем качества и утилизацией.
Единственный результат, который уже есть, — негативный эффект для самого бренда Healthy Food. Несмотря на то, что это удар для бренда, рано говорить о закрытии компании. У многих известных брендов, включая KFC и McDonald's, происходили подобные инциденты. Если Healthy Food виноваты в произошедшем, то они могут принести извинения клиентам и так или иначе компенсировать последствия ситуации, сделать выводы из этого ЧП и улучшить производство.
Наша компания запускалась в США, поэтому мы в курсе про массовые отравления в Taco Bell в Нью-Йорке, а также в магазинах фастфуда Grocery store.
Можно вспомнить случай в 2010 году в США, когда произошло отравление продуктами 225 человек в 44 штатах, причиной был также сальмонеллез. Пожалуй, отличие заключается в том, что за причиненный ущерб здоровью в США совсем не сложно получить компенсацию в сотни миллионов рублей. У нас же даже 10 тыс. руб., которые, насколько мне известно, пообещали выплатить Healthy Food, получить будет очень сложно, в силу вероятного отсутствия чеков у пострадавших.
На данный момент рынок ожидает появления сервисов, сфокусированных на качестве. В нашей работе мы применяем тройную систему оценки овощей и фруктов перед доставкой конечным пользователям, мы смотрим на уровни нитратов, внешний вид и подвергаем овощи и фрукты очистке при помощи специального устройства.
Delivery club ставит холодильники под брендом DC Daily. Хорошо развивается «ВкусВилл», но у них слабо продумана безопасность. В частных офисах это не так важно, но при масштабировании защита от воровства будет важным параметром в прибыльности точки. Прекрасные шансы у всех крупных фабрик кухни и компаний, которые уже производят еду с доставкой, например GrowFood и JustFood. ИТ-агрегаторам войти на рынок будет гораздо сложнее — для выгодной работы нужно производство еды, необходимо либо купить его, либо открыть свое, что требует времени и денег.
В ближайшее время рынок автоматов не будет ожидать стремительный рост, пользователи охотнее фокусируются на «моментальных доставках» и кафе у работы/дома.
Тенденция пойдет на упрощение взаимодействия с самим умным холодильником. У многих представленных сейчас на рынке решений очень сложная механика: используются RFID-метки, для них устанавливаются антенны под каждой полкой, а значит при загрузке холодильника необходимо соблюдать рядность при выкладке продуктов. На масштабе точно будут ошибки и путаница. Также для оплаты к холодильнику прикрепляют устройство, с ним нужно взаимодействовать с помощью карты. Параллельно, для покупки нужно установить приложение и передать ему все свои данные. В среднем у пользователя уходит до 20 минут на осуществление первой покупки.
Все онлайн-игроки так или иначе смотрят в сторону офлайна. Это связано с тем, что доставка — удобный сервис, но получить еду или продукты здесь и сейчас иногда бывает намного удобнее. Яндекс уже анонсировал приготовление собственных блюд на базе ресторанов-партнеров, Mail.ru инвестировал в бизнес Level Kitchen, у Delivery Club есть DC Daily — холодильники с готовой едой в бизнес-центрах. Зарубежные игроки открывают собственные «темные» супермаркеты и кухни. Некоторые компании рассчитывают на успех модели, когда офлайн-ресторан используется для привлечения аудитории, а дополнительные продажи осуществляются в онлайне с доставкой. Уверен, что выход в офлайн будет активно продолжаться. В том числе через вендинговые автоматы или иные каналы.
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.