В середине августа на ICT.Moscow запущена база знаний VR/AR, где удалось собрать более ста российских и зарубежных практик внедрения технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности с 2017 года. Их анализ позволил выявить несколько заметных тенденций, которые в том числе подтверждают растущий интерес различных отраслей к технологии.
Заинтересованность в данных технологиях демонстрируют и эксперты, с которыми поговорил ICT.Moscow в рамках подготовки материала. Общение с ними не только позволило понять текущее состояние VR/AR-отрасли, но и по-новому взглянуть на тенденции, выявить некоторые неочевидные аспекты ее развития. Представители компаний, которые пилотировали проекты в сфере VR/AR, также рассказали об эффектах и перспективах дальнейшего использования технологии.
Рынок иммерсивных технологий будет стремительно расти — об этом говорится в исследовании компании PwC, которое было представлено в 2019 году. В частности, прогнозировался рост объема рынка до $1,5 трлн к 2030 году, из которых свыше $1 трлн придется на сегмент дополненной реальности и $450 млрд — виртуальной. Свежий прогноз Valuates Reports о сегменте дополненной реальности тоже выглядит оптимистично: аналитики прогнозируют рост его объема с $849 млн в 2019-м до $3,7 млрд в 2026 году.
Почему прогнозы остались столь позитивными даже несмотря на вызванный пандемией COVID-19 кризис, поясняют представители Ассоциации дополненной и виртуальной реальности AVRA.
Стоит отметить большой потенциал VR/AR в промышленности, образовании, медицине, туризме и военной сфере. Это и проекты для бизнеса, и для потребителей. Запросы на разработку проектов в этом году упали из-за сокращения офлайн-активностей: деловые мероприятия и выставки, фестивали, развлекательные мероприятия. Однако повысился спрос на ритейл-решения с дополненной реальностью, удаленное взаимодействие и с AR, и с VR, а также на коммуникационные платформы для общения, проведения мероприятий и совещаний.
президент Ассоциации AVRA
Руководитель направления «Промышленность» в AVRA и генеральный директор компании Formika Lab Екатерина Дегай приводит конкретный пример позитивного эффекта в этой области.
Если последние несколько лет разработчики инвестировали в разработки в надежде на крупные сделки в будущем, сейчас пришло время этих сделок. И накопленные компетенции можно успешно монетизировать несмотря на кризис.
руководитель направления «Промышленность» в AVRA, CEO Formika Lab
Слова экспертов убедительно демонстрируют собранные для базы знаний практики: более 25% примеров относятся к 2020 году. Из 30 отобранных за текущий год кейсов 14 — российские. Причем удалось найти российские примеры решений, разработанные как ответ на пандемию COVID-19.
Разработчик Modum Lab из Санкт-Петербурга создал проект «Коллаборативные пространства», который обеспечивает дистанционную работу сотрудников с помощью VR. Президент компании Дмитрий Кириллов рассказал ICT.Moscow, что не видит ограничений для развития иммерсивных технологий ни в контексте пандемии, ни в целом.
Рынок формируется и растет. Есть масштабные проекты в России и за рубежом. Все больше появляется государственных и коммерческих тендеров на VR/AR, рынок есть, и он активно наполняется проектами. Очевидно, что VR/AR-технологии будут развиваться. Остальное зависит от конкретной компании: сможет ли команда применить технологию в рамках определенного проекта, рассчитать экономику, выйти на рынок и удержаться на плаву.
президент компании Modum Lab
Сооснователь и исполнительный директор компании VRTechnologies Константин Негачев добавляет, что сейчас лучшее время для того, чтобы вкладываться в VR/AR-проекты.
сооснователь и исполнительный директор VRTechnologies
С другой стороны, оптимизм все же должен быть осторожным. Генеральный директор VR Concept Денис Захаркин напоминает, что на рынке VR/AR не все так уж и гладко.
генеральный директор VR Concept
Действительно, некоторые проекты последнего времени, собранные для базы знаний, пока находятся на этапе запуска, либо они были запущены, но результаты пилотирования еще не были объявлены. Причины пояснил руководитель Центра компетенций ЛАНИТ в сфере VR&AR Илья Флакс.
Денег на b2c рынке немного, и разработчики ждут эру потребительского VR. Другое дело – сегмент b2b, где с каждым годом применение технологий виртуальной реальности растет. Сферы применения: обучение hard skills и soft skills, симуляторы, медицина, ритейл и продажа недвижимости. В сегменте b2b можно ожидать прибыли, и количество игроков на рынке стремительно увеличивается.
руководитель Центра компетенций ЛАНИТ в сфере VR&AR
Илья Флакс упомянул, что сферы применения технологий относятся по большей части к сегменту b2b. Это подтверждается найденными для базы знаний кейсами применения технологии. Наиболее распространенными сферами применения технологии в мире стали медицина, обучение, культура и туризм, промышленность. В случае с российскими кейсами ситуация примерно та же, только в сфере обучения удалось найти на один кейс больше, чем в медицине.
Важно понимать: если даже кейс относится к медицине или промышленности, зачастую речь идет все равно об обучении сотрудников тем или иным навыкам (хотя кейсы применения VR/AR в учебных заведениях тоже есть). Показательным примером может служить кейс фармацевтической компании Biocad.
Применение технологии для обучения дает возможность новому сотруднику симулировать свои действия в виртуальной среде и таким образом изучить процесс, последовательность действий. Это позволяет максимально оптимизировать временные затраты наставника на обучение, минимизировать возможные ошибки и риски потери расходных материалов в период обучения.
Анна Борисова
старший HR-партнер по направлению «Производство и качество» Biocad
Президент AVRA Екатерина Филатова отмечает, что VR/AR-практики будут активнее внедряться при условии наличия широкого канала связи 5G. По ее мнению, это поспособствует развитию телемедицины, общению на расстоянии с помощью VR, проведению трансляций спортивных соревнований, а также более активному использованию дополненной реальности в туризме, навигации и коммуникациях.
Иммерсивные технологии могут быть полезными и для развития городской инфраструктуры. Например, в апреле 2020 года компания «ЛАНИТ-Интеграция» внедрила в главном коронавирусном центре Москвы VR-систему для удаленной координации действий медиков. Каких эффектов удалось достичь с помощью этого пилотного проекта и как он будет развиваться в дальнейшем, рассказал Илья Флакс.
Сейчас мы адаптируем систему для применения в хирургии, реабилитологии, в научных медицинских центрах, для бригад дежурных служб и бригад скорой медицинской помощи. У нас уже есть представление, как можно использовать технологию и в военной медицине и медицине катастроф.
руководитель Центра компетенций ЛАНИТ в сфере VR&AR
Технология будет интересна и в других направлениях развития городов. Наиболее перспективные сферы применения перечислил руководитель направления «Киберспорт и XR» ДИТ Москвы Эльдар Файзуллин.
В городском хозяйстве можно создавать AR-приложения с игровыми механиками, которые, например, объяснят жителям города, как экономить воду, расскажут об экологии и сохранении природных ресурсов.
Для МЧС и полиции — VR-тренажеры с обратной тактильной связью, которые заранее подготовят сотрудника к разным сценариям и ситуациям, тренируя нейропластичность мозга с использованием игровых механик. В данном случае это позволит создать контролируемую и безопасную среду для обучения.
руководитель направления «Киберспорт и XR» ДИТ Москвы
Собранные в базе знаний российские кейсы показывают, что технологии VR/AR внедряют у себя преимущественно крупные корпорации, торговые сети либо телеком-операторы.
Одной из наиболее заметных российских промышленных компаний, работающих с технологиями VR/AR, стала «Газпром нефть» — с ней так или иначе связано четыре кейса, собранные для базы знаний. Руководитель направления Центра технологий AR/VR «Газпром нефти» подтвердил, что на крупном предприятии иммерсивные технологии действительно могут применяться для широкого спектра задач.
руководитель направления Центра технологий AR/VR «Газпром нефти»
Говоря о возможной полезности VR/AR для различных отраслей, Илья Симонов из компании КРОК также выделяет промышленность, объясняя и причину заинтересованности прежде всего крупных компаний в технологии.
директор «КРОК Иммерсивные технологии»
Рассказывая о практиках внедрения технологий в реальные промышленные и бизнес-процессы и о возможных барьерах, эксперты отметили важный момент: предприятие должно быть готово к внедрению VR/AR. Причем готово не только финансово: применение иммерсивных технологий должно базироваться на подготовленном технологическом фундаменте.
Также у VR/AR-проектов внутри компании должен быть лидер, который обладает компетенциями, а также верой в технологию. Он действительно должен быть глубоко ей увлечен. Это если говорить о руководящем составе. Но важно помнить и об исполнителях: технология должна быть для них дружелюбной, понятной и полезной. AR-очки должны им нравиться, в них должно быть удобнее работать, чем без них. Без этого все разработки будут просто бессмысленными.
руководитель направления «Промышленность» в AVRA, CEO Formika Lab
Об этом говорит и Денис Захаркин из VR Concept. По его словам, несмотря на то, что VR/AR-отрасль сильно выросла за последние годы, при этом заметно упав в цене, одним из главных стоп-факторов для ее внедрения на предприятиях является недостаток качественного самостоятельного VR/AR-контента. Соответственно, для запуска проектов требуется проделать подготовительную работу.
генеральный директор VR Concept
К слову, проблему с разработками в области софта, которые прямо ограничивают внедрение технологий на практике, признают и сами разработчики.
Также на рынке мало у кого есть устройства VR, поэтому делать контент для конечного пользователя невыгодно. Это приводит к тому, что пользователи не хотят покупать устройства. Этот порочный круг размыкают технологические гиганты (например, Facebook), которые инвестируют в виртуальную и дополненную реальность средства, тем самым способствуя созданию контента. Соответственно, для пользователей VR становится более привлекательным.
генеральный директор креативного агентства разработки AR/VR-решений LikeVR
Проблема с конечным контентом в сфере VR/AR известна довольно давно, однако важно понять, почему так происходит. Мыслями по этому поводу разработчики также поделились с ICT.Moscow.
директор «КРОК Иммерсивные технологии»
Константин Негачев из VRTechnologies добавил, что для качественной разработки VR/AR-решений компаниям как правило требуется собственный центр компетенций, куда будет входить разнопрофильная и высокопрофессиональная команда разработчиков.
Практически все крупные компании имеют собственные центры компетенций и команды, которые готовят решения на базе иммерсивных технологий. Однако такой путь развития не является беспроигрышным, так как в подобных центрах компетенций очень редко получается собрать первоклассных специалистов полного цикла, которые смогли бы решить задачи любого уровня: от отрисовки и анимации моделей до работы с разнообразными системами трекинга и разработкой реалистичных весогабаритных моделей и мультимедийных контроллеров.
сооснователь и исполнительный директор VRTechnologies
Еще одна проблема, которая регулярно встает перед разработчиками, — непонимание того, что требуется клиентам на рынке. По мнению генерального директора VR Professionals Станислава Старых, это главный барьер для внедрения иммерсивных технологий.
генеральный директор VR Professionals
Виталий Степанов, руководитель отдела развития и инноваций Varwin, считает, что эта задача — объяснение того, что требуется от разработчика, — лежит прежде всего на заказчике.
руководитель отдела развития и инноваций Varwin
Сооснователь и технический директор компании Rubius Антон Кудинов обратил внимание на то, что разработчики и интеграторы также могут столкнуться со сложностями с доступом к VR/AR-устройствам.
сооснователь, технический директор Rubius
Впрочем, по заверению Владимира Горохова, директор по продажам направления AR «Инлайн Груп» (компании-разработчика собственной AR-платформы для промышленности), есть зарубежные производители, которые официально поставляют свои устройства на российский рынок.
Владимир Горохов
директор по продажам направления AR «Инлайн Груп»
Несмотря на различного рода сложности, включая вызванный пандемией кризис, эксперты в целом позитивно смотрят на перспективу развития VR/AR. В частности, они ожидают значительного роста инвестиций, а также рассчитывают на стандарт 5G, который позволит перевести основные вычисления в облачную инфраструктуру.
1) создание системы трекинга, которая позволит получать максимальный пользовательский опыт на маленьких пространствах;
2) разработка реалистичной системы тактильных ощущений пользователя, у которого должна появиться возможность ощущать буквально все — от преград и разных предметов до воздействия на собственное тело.
Оба эти пункта наверняка будут реализованы в течение этого десятилетия.
сооснователь и исполнительный директор VRTechnologies
генеральный директор SketchAR
руководитель отдела развития и инноваций Varwin
Классический AR в ближайшие 5-10 лет, по нашему мнению, будет более востребован в розничном сегменте с точки зрения индустрии развлечений, путешествий, культуры и искусства, образования. В дальнейшие 10-20 лет классический AR должен завоевать более уверенные позиции среди корпоративного потребителя. Однако разработчикам предстоит сделать еще очень много, чтобы перейти от прототипов отдельных узлов и агрегатов в 3D, которые мы часто видим на выставках, до реальных внедрений на производстве, когда с этим 3D можно оперативно проводить текущие операции, а не просто разглядывать красивую картинку с разных сторон.
Владимир Горохов
директор по продажам направления AR «Инлайн Груп»
Через 10-15 лет можно ожидать распространение высокоскоростного интернета, что сможет позволить значительно изменить формфактор устройств, снизив вес и размеры, благодаря тому, что все расчеты можно будете перенести в «облако». Когда VR/AR-устройство будет выглядеть как обычные очки или даже линзы, начнется золотой век этой технологии и массовое распространение.
генеральный директор VR Concept
генеральный директор креативного агентства разработки AR/VR-решений LikeVR
Базу знаний VR/AR с более чем 120 практиками применения технологии в различных отраслях можно изучить здесь.
Поделиться мнением относительно перспективности технологии, рассказать о собственных кейсах ее применения можно, написав на hello@ict.moscow
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ICT.Moscow — открытая площадка о цифровых технологиях в Москве. Мы создаем наиболее полную картину развития рынка технологий в городе и за его пределами, помогаем бизнесу следить за главными трендами, не упускать возможности и находить новых партнеров.